Как читать — и понимать — статьи по психологии?

как читать и понимать статьи по психологииЕсли Вы изучаете психологию в вузе или колледже, Вам приходится читать статьи, опубликованные в научных и профессиональных журналах, — в качестве подготовки к написанию работы или по просьбе научного руководителя, чтобы Вы знали их содержание и могли прокомментировать. Независимо от причины, важно, чтобы Вы понимали, что Вы читаете, и могли затем найти способ обобщить содержание своими словами.

Научные статьи могут быть или просто казаться сложными — особенно, для новичков. Научиться читать статьи — в основном, дело опыта; но используя несколько простых тактик, Вы можете упростить процесс чтения.

1. Разберите структуру журнальной статьи

На первый взгляд, статья в журнале может показаться не более чем сбивающим с толку набором незнакомой терминологии и сложных таблиц. Тем не менее, большинство авторов статей следуют достаточно стандартизированной форме, которая соответствует руководящим принципам, установленным Американской психологической ассоциацией (АПА). Поняв структуру статьи, Вы будете чувствовать себя более комфортно при работе с каждым из её разделов.

  • Аннотация. Короткий раздел длиной в один параграф, который содержит краткий обзор статьи. Чтение аннотации — отличный способ получить представление о том, что будет обсуждать автор в своей статье. Первое чтение этого раздела поможет Вам понять, имеет ли статья отношение к Вашей теме или сфере интересов.
  • Введение. Вторая часть статьи посвящена самой проблеме и обзору предыдущих исследований, уже имеющейся литературы по данной теме. Эта часть статьи поможет Вам лучше понять подоплёку настоящего исследования и сформулировать для себя вопрос, на который должны ответить его авторы.
  • Основная часть. В ней автор описывает, каким образом было проведено исследование. Даёт информацию об участниках, процедуре, инструментах и материалах, а также о переменных, подлежавших измерению.
  • Результаты исследования. Итак, каковы фактические результаты исследования? В этом разделе автор детально излагает всё, что удалось обнаружить исследователям, так что советуем уделить этой части статьи самое пристальное внимание. Таблицы и рисунки включаются приложение к тексту.
  • Обсуждение результатов. Что на самом деле означают результаты исследования? В этом разделе, автору/-ам следует интерпретировать результаты, наметить возможные варианты применения результатов данного исследования, а также предложить идеи для возможных будущих исследований.
  • Список использованной литературы. В этом разделе перечислены все статьи и другие источники, цитаты из которых приводились в статье.

2. Просмотрите статью

Как только Вы ознакомились с общей структурой статьи, просмотрите её. Не советуем начинать углубленное чтение статьи прежде, чем Вы просмотрите каждый раздел. Это не просто трудно, но и может стать пустой тратой Вашего драгоценного времени. А так Вы сможете предварительно ознакомиться с темой и основной информацией, содержащейся в документе. В некоторых случаях, Вы можете обнаружить, что работа не совсем соответствует Ваши ожиданиям — даже если после прочтения аннотации у Вас не возникло таких подозрений. Это поможет сэкономить Вам время, а также позволит перейти к более подходящей и интересной научно-исследовательской статье.

3. Делайте заметки по каждому разделу и записывайте свои вопросы

Далее тщательно прочитайте каждый раздел; по мере чтения советуем Вам делать заметки. Запишите не только важные моменты/положения статьи, но и любые термины или понятия, которые Вы не понимаете. После того, как Вы прочитали всю статью, просмотрите ещё раз информацию, которая для Вас представляет трудность, в другом источнике. Здесь работу над статьёй можно вести, используя словари, учебники, интернет-ресурсы. А можно обсудить её со своим однокурсником или спросить мнение своего преподавателя.

4. Определите ключевую информацию

Если Вы ищете информацию, которая могла бы подтвердить гипотезу в Вашей собственной работы, должны проанализировать или дать критическую оценку представленной статьи, методов исследования, использованных автором/-ами, или полученных результатов, существуют важные вопросы, на которые Вы должны ответить, читая эту статью.

  • В чём заключается основная гипотеза статьи?
  • Почему это исследование представляет важность?
  • Провели ли исследователи соответствующие измерения и процедуры?
  • Каковы были переменные, подлежавшие замерам в исследовании?
  • Какими были основные результаты исследования?
  • Оправдают ли они выводы автора?

5. Обратите внимание на цитируемые источники

При чтении научной статьи легко сосредоточить своё внимание на основных её разделах, и забыть про ссылки. Тем не менее, справочный раздел может быть одним из самых важных и интересных в статье — особенно, если Вы ищете дополнительные источники для собственной работы. Потратьте некоторое время на просмотр этого раздела- и Вы найдёте немало важных статей на тему, которая Вас интересует.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт