Наказание как инструмент модификации поведения

наказание«Наказание» — термин, используемый в концепции оперантного обусловливания для обозначения каких-либо изменений, следующих за определённым поведением, которые уменьшают вероятность того, что это поведение повториться в будущем. Для повышения вероятности поведения используется положительное и отрицательное подкрепление; в случае, когда повторение поведения необходимо предотвратить, используется наказание.

Его часто ошибочно путают с отрицательным подкреплением. Помните, подкрепление всегда увеличивает возможность того, что поведение будет повторено, цель же наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать проявлению определённого поведения.

Виды наказания

Бихевиорист Б. Ф. Скиннер, впервые сформулировавший концепцию оперантного обусловливания, определил два различных типа неприятных стимулов которые могут быть использованы в качестве наказания:

  • Положительное наказание. Этот вид наказания предполагает предъявление негативного стимула после поведения, которое необходимо предотвратить в будущем. Например, когда ученик говорит вне очереди во время занятия и перебивает одноклассников, учитель может сделать ему замечание.
  • Отрицательное наказание. Данный вид наказания предполагает удаление позитивного стимула после поведения, которое нужно скорректировать. В случае с перебивающим одноклассников школьником — если он несмотря на замечание преподавателя снова встревает в ответ товарища, — учитель может лишить его перемены.

Эффективно ли наказание?

В большинстве случаев наказание действительно эффективно и оправданно, однако у каждого найдется пример того, что наказание срабатывает не всегда. Возьмем, к примеру, исправительные учреждения. Отсидев положенный срок и освободившись, многие люди снова совершают преступления. Почему это наказание работает в одних случаях и совершенно неэффективно в других?

Исследователи обнаружили ряд факторов, которые способствуют эффективности наказания в различных ситуациях.

Во-первых, наказание, скорее приведёт к ослаблению желания повторить недопустимое поведение, если оно следует непосредственно за поведением. К тюремному заключению человека приговаривают через довольно большой период времени после совершения преступления — именно этим можно объяснить неэффективность заключения как способа профилактики преступлений.

Во-вторых, больших результатов с помощью наказания можно добиться, только если применять его последовательно. Например, люди часто продолжают ездить с превышением скоростных ограничений даже после получения штрафа. Почему? Да потому что это поведение не наказывается последовательно: довольно трудно применять наказание всякий раз, когда происходит нежелательное поведение.

Кроме того, наказание имеет и некоторые заметные недостатки. Во-первых, любые изменения в поведении, которые являются результатом наказания, часто носят временный характер. «Поведение, за которым последовало наказание, скорее всего, снова повторится — после того, как его негативные последствия будут устранены», — объяснил Скиннер в своей книге «О бихевиоризме». Возможно, самый большой недостаток заключается в том, что наказание фактически не предполагает получение какой-либо информации о более подходящих или желаемых формах поведения. Объект воздействия учится лишь не совершать определённых действий, а вот что ему можно делать, он в большинстве случаев так и не узнаёт.

Помимо этого наказание может иметь непредсказуемые и нежелательные последствия. Например, около 75% родителей в США признаются, что иногда прибегают к порке в воспитании детей; однако исследователи обнаружили, что этот тип физического наказания может привести к антисоциальному поведению, агрессивности и росту числа правонарушений среди детей. По этой причине Скиннер и другие психологи полагают, что потенциальная краткосрочная польза от наказания в качестве инструмента модификации поведения должна быть взвешена и изучена ещё раз — уже через призму возможных долгосрочных последствий.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт