Что такое внутригрупповой дизайн?

внутригрупповой дизайнВнутригрупповой дизайн представляет собой дизайн исследований, при котором все участники подвергаются одинаковому «воздействию». Под «воздействием» при этом понимается независимая переменная.
Представим, например, что вы проводите исследование, в котором хотите установить взаимосвязь между физической активностью и памятью. В качестве независимой переменной при этом вы решили выбрать два вида занятий: йогу и бег.

Вместо того, чтобы разделить участников на две группы, в один день вы их всех заставляете заниматься йогой перед тем, как они пройдут тест, в другой — бегом. А затем просто сравниваете результаты тестов, чтобы определить, какой тип упражнений оказывает наибольший эффект на работу памяти.

Преимущества внутригруппового дизайна

Одно из самых больших преимуществ внутригруппового дизайна заключается в том, что в этом случае для исследования не требуется большой выборки. Как правило, для исследований/экспериментов с межгрупповым дизайном требуется в два раза больше участников.

Внутригрупповой дизайн может снизить вероятность ошибок, связанных с индивидуальными различиями между участниками. В условиях межгруппового дизайна участники рандомизированы в исследование так, что между группами могут наблюдаться существенные различия. При внутригрупповом дизайне участники находятся в одинаковых условиях, поэтому результаты будут слабее зависеть от индивидуальных различий между ними.

Недостатки внутригруппового дизайна

Основным недостатком использования внутригруппового дизайна является так называемый «эффект переноса» — то есть, явление, при котором одна переменная может влиять на результаты воздействия другой. Если взять приведенный выше пример с исследованием связи между физической активностью и памятью, то эффект переноса будет заключаться в том, что занятия йогой могут влиять на работу памяти тогда, когда замеряются данные после занятий бегом, и наоборот.

Усталость — еще один фактор, который сводит на нет преимущества внутригруппового дизайна. Участники могут устать или просто потерять интерес к постоянному выполнению сменяющих друг друга заданий и тестов.

Наконец, иногда в процесс вмешиваются когнитивные факторы: выполнив несколько раз одно и то же действие, мы учимся и совершенствуем свои навыки, а значит, исследователю сложно выяснить, где на результат теста повлияла независимая переменная, а где свою роль сыграли навыки, которые у участников уже имелись или которые они получили в результате практики.

Метки:

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт