Как провести психологический эксперимент?

Как провести психологический эксперимент?

Как провести психологический эксперимент?

Подробные пошаговые рекомендации, как практическая инструкция по организации и проведению психологического эксперимента.

Вам предстоит выполнить эксперимент в рамках курса психологии? Не стоит паниковать! Узнайте подробности десяти шагов, составляющих любой успешный психологический эксперимент.

Проведение вашего первого психологического исследования может представляться долгим, сложным и пугающим процессом. Особенно легко запутаться, если вы не знаете, с чего начать, куда пойти и за что взяться. Как и другие науки, психология использует научный метод, и ее заключения базируются на эмпирических доказательствах. Проводя эксперимент, важно последовательно выполнить пять основных шагов научного метода:

  1. Задайте вопрос, который будет проверен.
  2. Спроектируйте исследование и соберите необходимые данные.
  3. Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
  4. Сообщите результаты своему научному сообществу.
  5. Опубликуйте результаты.

В этих этапах заключается общая схема процесса. Ниже вы найдете десять более детализированных шагов, следуя которым, вы проведете собственный психологический эксперимент.

Шаг 1: Найдите проблему или вопрос для исследования

Первым делом необходимо определиться с темой эксперимента: какой вопрос или проблему вы будете исследовать. Существует множество интересных вопросов, которые можно взять за основу.

Например, исследуйте расхожее мнение. Народная психология — отличный источник вопросов без ответов, большинство из которых могут служить основанием для психологического исследования. Например, большинство людей полагают, что не ложиться спать всю ночь, чтобы лучше подготовиться к важному экзамену, фактически может навредить, и человек сдаст экзамен хуже, чем если бы он хорошо выспался накануне. Вы можете провести исследование по сравнению экзаменационных оценок студентов, которые готовились всю ночь напролёт с оценками благополучно выспавшихся студентов.

Обзор психологической литературы. Опубликованные исследования — огромный источник оставшихся без ответа психологических вопросов. Во многих случаях даже сами авторы отмечают необходимость дальнейшей разработки темы. Найдите интересное для себя издание психологических экспериментов, и на его основе придумайте ряд собственных вопросов для дальнейшего исследования.

Повседневные проблемы. Каждый день преподносит нам множество интересных психологических загадок, вполне подходящих для научного исследования. К примеру, можно исследовать различные стратегии запоминания и определить, какая из них является наиболее эффективной.

Шаг 2: Определите свои переменные

Прежде, чем Вы начнете собственный эксперимент по психологии, важно оперативно определить все его переменные.

Переменные — это факторы, воздействующие на результат вашего исследования. Эксплуатационное определение дает точное понятие переменных и их измерения в контексте конкретно вашего исследования. Например, если вы проводите исследование воздействия лишения сна на вождение, то необходимо определить, что именно вы подразумеваете под лишением сна и вождением. Так, лишение сна можно определить, как ночной сон продолжительностью менее семи часов, а вождение — как успешность участника на экзамене по вождению автомобиля.

Главная цель эксплуатационного определения переменных — контроль. Понимая, что именно измеряете, вы можете управлять процессом, держа переменную константу между всеми группами или управляя ею, как независимой переменной.

Шаг 3: Развейте гипотезу

Следующим шагом следует развитие тестируемой гипотезы, которая предполагает, каким образом определенные переменные связаны оперативно. Возвращаясь к предыдущему примеру, можно выдвинуть следующую гипотезу: «Студенты, лишённые сна накануне экзамена, выступят с худшими результатами, нежели студенты, сна не лишённые».

Чтобы определить, существенны ли результаты исследования, важно также иметь нулевую гипотезу. Нулевая гипотеза — предположение, что у одной переменной не будет ассоциации с другой переменной. Другими словами, нулевая гипотеза предполагает, что не будет никакого различия в эффектах этих двух переменных в экспериментальных и контрольных группах.

Нулевая гипотеза, как предположение, действительна только в случае, если она не противоречит полученным результатам. Экспериментатор может как отклонить нулевую гипотезу в пользу альтернативной, так и принять её.

Важно понимать тот факт, что нулевая гипотеза считается верной просто потому, что вы не нашли доказательств, опровергающих её. Иначе принятие нулевой гипотезы представляет собой логическую ошибку, которой следует избегать в научном исследовании.

Шаг 4: Проведите второстепенное исследование

Как только Вы развили тестируемую гипотезу, важно уделить некоторое время проведению второстепенного исследования. Что в вашей теме уже ранее исследовано и доказано? Какие вопросы всё ещё остаются без ответа? Вы можете ознакомится с ранними исследованиями в области своей темы посредством книг, журнальных статей, газет и интернет-ресурсов, посвященных вашему предмету.

Необходимость проведения предварительного исследования оправдана, поскольку позволяет углубить понимание темы и предусмотреть некоторые нюансы собственного эксперимента.

К тому же это обеспечивает лучшее основание для выдвижения гипотезы. Тщательный обзор литературы может сподвигнуть вас даже изменить свою гипотезу.

Второстепенное исследование поможет вам обосновать решение доказывать свою особую гипотезу и ясно сформулировать, почему тема заслуживает дальнейшей разработки.

Поскольку вы исследуете историю своей темы, не забывайте делать соответствующие пометки и создавать рабочий библиографический список источников. Эта информация окажется особенно ценной, когда вы приступите к описанию результатов своего эксперимента.

Шаг 5: Разработайте план эксперимента

После проведения второстепенного исследования и окончательной формулировки гипотезы следует разработать план эксперимента. Существует три основных типа проектирования, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Предварительный экспериментальный план. Этот тип экспериментального плана не предусматривает контрольную группу. Изучается единственная группа участников, и сравнения между экспериментальной и контрольной группой не производится. Примеры предварительных экспериментальных планов включают тематическое исследование: например, одной группе дают некое лечение, и измеряют его результаты. Или комплексное исследование-сравнение результатов «до» и «после» (одну группу проверяют, дают лечение, затем повторно проверяют).

Квазиэкспериментальный план. Данный тип экспериментального плана включает в себя контрольную группу, однако рандомизацию не предусматривает.

Реальный экспериментальный план. Такой план включает оба элемента, в которых предварительные экспериментальные планы и квазиэкспериментальные планы по отдельности испытывают недостаток — контрольные группы и случайное разделение на группы.

Шаг 6: Стандартизируйте экспериментальные процедуры

Чтобы прийти к закономерным выводам, важно сравнить «яблоки с яблоками». Каждый участник каждой группы должен подвергнуться одинаковому воздействию при одинаковых условиях. Например, в нашем гипотетическом исследовании эффекта лишения сна на работу водителя автомобиля, экзамен по вождению должен предусматривать одни и те же условия для всех: маршрут, тип транспорта, препятствия, время прохождения и т. д. — всё это должно быть одинаковым для каждого тестируемого участника.

Шаг 7: Подберите участников эксперимента

Помимо уверенности в стандартных условиях тестирования, достоверность результатов эксперимента также требует внимания к составу участников. Если люди в контрольной группе (те, которые не были лишены сна) окажутся гонщиками-любителями, в то время как группа недоспавших участников будет состоять из людей, недавно получивших водительские права, вряд ли результаты эксперимента окажутся объективными.

Существует множество различных методов выбора участников исследования. Это может быть случайна выборка из различных категорий населения, либо дифференцированная выборка с учетом возраста, пола, социально-экономического статуса, географического положения и т. п.

Шаг 8: Проведите исследование и соберите данные

После того, как участники подобраны, пора приступать непосредственно к процедуре исследования и сбору данных. Следует обратить внимание на следующие проблемы:

Вы должны быть уверены, что Ваш эксперимент отвечает всем требованиям этичности.

Вы должны получить разрешение на проведение эксперимента с участием людей, предоставив детальный план исследования Экспертному совету своего учебного заведения, либо согласовать его со своим научным руководителем.

Каждому участнику эксперимента необходимо предоставить документальную форму информированного согласия, в которой отражена основная информация об исследовании, планируемые к сбору данные, варианты использования полученных результатов. В данной форме также должна быть предусмотрена возможность добровольного выхода участника из эксперимента на любом этапе.

По окончании этого шага, Вы можете приступать к процедуре сбора проверки данных.

Шаг 9: Проанализируйте результаты

Когда все данные собраны, следует проанализировать результаты Вашего эксперимента. Исследователи используют статистические методы, чтобы определить, соответствуют ли результаты исследования выдвинутой гипотезе и установить, существенны ли эти результаты. Статистическое значение обуславливает тот факт, что результаты исследования не случайны, а в определенном роде закономерны.

Типы статистических методов, которые могут быть использованы для анализа данных, зависят в основном от типа собранных данных. Если вы используете случайную выборку из многочисленного населения, то применяйте логические методы для выводов. Это позволит сделать выводы о том, как результаты исследования касаются населения в целом. Поскольку ваши выводы будут основываться на выборочном образце, стоит предполагать некоторую статистическую погрешность.

Шаг 10: Опубликуйте полученные результаты

Ваша заключительная задача в проведении психологического эксперимента заключается в публикации результатов. Сообщая о своём эксперименте научному сообществу, Вы углубляете базу знаний по своей теме. Вы можете опубликовать результаты исследования в научном тематическом журнале, в сборнике материалов конференции и т. п.

Вероятно, потребуется предоставить формальный отчёт преподавателю. Обычно такой отчёт состоит из следующих разделов:

  • титульный лист;
  • аннотация;
  • введение;
  • методы исследования;
  • результаты исследования;
  • обсуждение;
  • ссылки;
  • таблицы и иллюстрации.

Метки:

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт