Методы исследования в психологии развития

Методы исследования в психологии развития

Методы исследования в психологии развития

В статье рассмотрены основные методы, применяемые в исследованиях по психологии развития, каждый со своими преимуществами и недостатками.

Как и большинство исследований, эксперименты по психологии развития начинаются с гипотезы. Гипотеза — это некое утверждение ожиданий исследователя, подлежащее проверке. Например, исследование взаимосвязи половой принадлежности и проблемности обучения могло бы начаться с гипотезы, что представители одного пола более обучаемы по сравнению с представителями другого.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать интересующую область, собрать по теме необходимую информацию, сделать выводы, основанные на изучении этой информации, а затем соотнести их с уже существующими теориями развития.

Типы исследования

Существует множество способов проведения психологического исследования, но можно выделить два основных типа:

  • поперечное исследование;
  • продольное исследование.

Поперечное, или так называемое срезовое исследование рассматривает разновозрастные группы людей. Например, сравнение некоторых психологических особенностей молодых и пожилых людей будет срезовым исследованием.

Преимущество данного типа в быстроте проведения, данные собираются в одном месте и в одно и то же время. Однако тот факт, что данные собраны в поколении людей, связанных не только одинаковым возрастом, но и схожим опытом, культурными и историческими событиями, может искажать результаты. Порой трудно определить, вызваны ли те или иные психологические особенности людей возрастными изменениями или просто похожими условиями развития.

Продольное исследование проводится на основе одной и той же группы в течение длительного периода времени. Собираются начальные данные, а затем неоднократно фиксируются изменения в них. В некоторых случаях продольные исследования растягиваются на десятилетия.

Преимущество продольного исследования в том, что оно позволяет увидеть изменения, происходящие в течение длительного периода времени. Однако, часто такие исследования не только долгие, но и довольно дорогие. Поэтому исследуемые группы зачастую невелики, и результат не всегда может применяться к разнообразию всего населения. Другая проблема заключается в том, что иногда участники по той или иной причине выпадают из исследования, сокращая тем самым объем выборки и, как следствие, уменьшается объем собранных данных.

Сбор данных

Как только вы пришли к решению, какой тип исследования использовать, следующим шагом должно быть определение, какая именно информация подлежит сбору.

Существует много разных методов исследования, используемых в экспериментальной работе по психологии развития, и каждый имеет как свои преимущества, так и недостатки. Основные общие подходы включают в себя наблюдение, тематические исследования, анкетные опросы и экспериментирование.

Наблюдение

Различают два вида наблюдения. Первый вид — наблюдение в лабораторных условиях. Преимущество лабораторного наблюдения в том, что экспериментом легко управлять. Но в то же время, предмет исследования нередко понимает, что его поведение изучается, а некоторые вопросы могут быть урегулированы неестественным образом. Эти факторы могут оказать негативное влияние на результаты эксперимента, существенно исказив их.

Наблюдение в реальных жизненных условиях гораздо предпочтительнее по этим параметрам. Ведь таким образом можно увидеть реальное, естественное жизненное поведение участников. Но тогда экспериментатор лишается возможности управлять внешними переменными, которые могли бы оказывать воздействие на поведение.

Тематические исследования

Тематическое исследование представляет собой всесторонний психологический анализ отдельно взятого человека. В то время как данный метод исследования способен предоставить массу информации об одном конкретном человеке, часто полученные результаты трудно обобщить с более многочисленным населением. Поэтому тематические исследования часто находят применение в клинической практике или случаях, где определенные аспекты жизни исследуемого человека не могут быть воспроизведены либо дублированы.

Анкетирование

Анкетные опросы — довольно быстрый и легкий в исполнении способ сбора данных. Главный недостаток этого метода — это то, что он сводит к минимуму творческое разнообразие и индивидуальность ответов. В случаях, где предмет исследования не способен заполнить анкету, например, при работе с маленькими детьми, вопросы излагаются в виде структурированного интервью.

Экспериментирование

Экспериментирование предполагает набор манипуляций и последующее измерение переменных. Данный метод является самым научным, но может быть трудно применимым, особенно, если исследуются абстрактные или внутренние понятия. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые аспекты не могут быть экспериментально изучены по этическим причинам, как, например, воздействие жестокого обращения на развитие детей.

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт