Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэндфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент — это знаменитый эксперимент психолога Зимбардо, раскрывающий особенности ситуативного поведения людей, психологии заключения. Эксперимент получил настолько широкий резонанс, что даже был снят одноименный фильм.

В 1971 году психолог Филипп Зимбардо решил создать эксперимент, чтобы увидеть воздействие на человека роли заключенного или тюремного охранника. Зимбардо, бывший соученик Стэнли Милгрэма, создателя знаменитого эксперимента по психологии подчинения, хотел продолжить эту тему, исследуя воздействие ситуативных перемен на человеческое поведение.

Главный вопрос, который стоял перед исследователями — как будут вести себя люди, помещенные в смоделированную тюремную среду.

Участники эксперимента

Исследователи в подвале Стэнфорда устроили «тюрьму», а затем из 70 добровольцев выбрали 24 человека. Это были студенты бакалавриата, не имеющие какого-либо криминального прошлого, серьезных заболеваний и психологических проблем. Мотивацией добровольцев послужила хорошая оплата — 15$ за каждый день из предполагаемых двух недель. Жребий разделил участников на «охранников» и «заключенных».

Подготовка к эксперименту

Смоделированная тюрьма разделялась на небольшие камеры. В каждой располагались трое заключенных, а напротив камер располагались помещения для тюремных охранников и начальника. Совсем крохотная каморка служила камерой одиночного заключения, и небольшое пространство было определено, как тюремный двор.

Заключенные должны были оставаться в тюрьме круглосуточно. Охранникам же было разрешено работать восьмичасовыми сменами по три человека, и возвращаться с «работы» домой отдыхать.

Исследователи наблюдали за поведением заключенных и охранников посредством скрытых камер и микрофонов.

Результаты эксперимента

Изначально Стэнфордский тюремный эксперимент был рассчитан на 14 дней. Но его пришлось остановить уже через 6 дней, потому что происходящее стало выходить из-под контроля. Охранники позволяли себе вести себя оскорбительно, проявляли садистские наклонности. Заключенные пребывали в состоянии глубочайшего психологического стресса.

В то время как заключенным и охранникам разрешалось контактировать любым способом (строго запрещалось лишь физическое насилие), это взаимодействие сразу приобрело враждебный характер. Охранники стали очень агрессивны к заключенным, а те в свою очередь — пассивными и подавленными. Пятеро из заключенных испытали настолько сильный стресс, так вопили и метались по камерам, что исследователям пришлось освободить их от эксперимента раньше других, во избежание нанесения серьезного вреда психическому здоровью.

Уже и сами экспериментаторы начали терять контроль над ситуацией. Эксперимент был остановлен по настоянию аспирантки Кристины Мэслак, которая высказала отрицательное мнение по поводу этичности проводимого исследования.

«Только несколько человек смогли сопротивляться искушению власти и господства в той ситуации, демонстрировали некое подобие этики и нравственности; очевидно, я не был среди того благородного класса» — написал Зимбардо позже в своей книге «Эффект Люцифера».

Значение результатов

Зимбардо и его коллеги продемонстрировали огромное значение ситуации в человеческом поведении. Поскольку охранникам были отданы привилегированные роли «власти», они начали вести себя так, как никогда бы не вели в обычной, повседневной жизни. Заключенные же, в смоделированной ситуации, впали в депрессию, стали пассивными.

Критика эксперимента

Стэнфордский тюремный эксперимент часто приводится в качестве примера неэтичного исследования. Он не может быть повторен сегодня, потому что не соответствует многочисленным современным стандартам. Зимбардо признает этические проблемы исследования, и замечает, что «хотя мы и закончили исследование на неделю раньше, чем запланировали, все же мы не закончили его достаточно скоро».

Другие критикуют эксперимент за отсутствие объективности — все участники были белыми мужчинами среднего класса, и результаты не могут быть применимы ко всем слоям населения. А кто-то считает, что исследователям не удалось создать обстановку реальной тюрьмы.

Тем не менее, Стэнфордский тюремный эксперимент остается важным исследованием в области ситуативного влияния на человеческое поведение.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт