Что такое гендерные схемы?

гендерные схемыКак дети узнают о различиях между полами? Являются ли эти характеристики биологически запрограммированными или давление на детей оказывает общество? Согласно теории гендерных схем дети узнают о том, что значит принадлежать к определенному полу, из той культуры, в которой они живут. В результате они корректируют свое поведение, чтобы вписаться в гендерные нормы, характерные для их культуры.

Теория гендерных схем предполагает, что культурные влияния в значительной степени влияют на то, как дети формируют представления о мужском или женском поведении. Теория была впервые введена психологом Сандрой Бем в 1980-х годах.

Свою теорию Бем создала под влиянием когнитивной революции 1960-1970-х годов, её желанием было исправить то, что она считала недостатками психоаналитических, когнитивных и социальных теорий обучения. Идеи Фрейда, по её предположению, были слишком сосредоточены на роли анатомии в процессе развитии. Поэтому она предложила, когнитивное развитие ребенка в сочетании с социальным влиянием приводит к формированию так называемой «гендерной схемы».

Бем предположила, что дети формируют свою гендерную идентичность, используя ассоциации, которые они получают от своей культуры. То есть, они перенимают доминирующие в обществе представления о том, что представляют собой типичные мужские и женские черты. Плюс, на эти гендерные схемы оказывает влияние не только то, как люди обрабатывают информацию, но и их взгляды, убеждения и поведение.

К гендерным схемам относятся не только физические различия между мужчинами и женщинами, но и социальные роли, которые принимают мужчины и женщины, характеристики каждого пола и то, как общество воспринимает каждый из полов.

Под культурным влиянием, которое может оказывать влияние на процесс формирования гендерных схем, понимают влияние взрослых и сверстников, школы, особенностей воспитания и воздействие средств массовой информации.

Например, ребенок, который живет в традиционной культуре может узнать, что роль женщины заключается в заботе и воспитании детей, в то время как мужчина всегда играет роль добытчика.

Девочки, воспитанные в традиционной культуре, считают, что единственный путь для женщины — выйти замуж и растить детей. Девочки, выросшие в более прогрессивной культуре, где имеется возможность регулярно видеть женщин, которые занимаются различными видами деятельности, иногда предпочитают семейной жизни карьеру, причем в некоторых случаях — в традиционно «мужских» сферах деятельности.

Бем считала, что эти схемы несут ограничения для мужчин, женщин и общества в целом. Воспитание детей без формирования этих схем и гендерных стереотипов привело бы к большей свободе и меньшими ограничениям.

Бем также предположила, что людей можно разделить на четыре категории:

  • те, кто идентифицирует себя со своим полом и пропускает получаемую информацию через призму своей гендерной схемы;
  • те, кто анализирует информацию через призму схемы противоположного пола;
  • те, кто демонстрирует как мужское, так и женское мышление/поведение;
  • те, кто не проявляет определенных черт.

Критика теории Бема заключается, в основном, в том, что человек в процессе формирования гендерных схем считается просто пассивны наблюдателем, а другие факторы, также способствующие формированию гендерной идентичности, игнорируются.

Полоролевой опросник Бем

Теория гендерных схем стала одним из толчков к развитию гендерной психологии.

В дополнение к ней Бем создала также опросник, включающий в себя 60 различных определений, которые несут «мужскую», «женскую» или нейтральную окраску. Респондентов просили оценить, насколько сильно они идентифицируют себя с каждой из предлагаемых характеристик. Вместо того чтобы просто классифицировать человека как мужчину или женщину, опросник позволяет выяснить, в каком соотношении представлены в нем мужские и женские черты.

Опросник был разработан в 1974 году и с тех пор стал одним из наиболее широко используемых инструментов в мире. В своей автобиографии 1998 Бем писала, что была в шоке от того, насколько популярной стала её методика, и призналась, что она не была должным образом подготовлена к её разработке.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт