Дооперационная стадия когнитивного развития

дооперационная стадияСогласно знаменитой теории Жана Пиаже, дооперационная стадия — второй этап развития человека.

Дооперационная стадия происходит примерно в возрасте от двух до семи лет, и одним из признаков этого периода является развитие речи. Пиаже отмечал, что дети на этой стадии еще не понимают конкретную логику, не могут мысленно преобразовывать информацию и не в состоянии принять точку зрения других людей — он это назвал эгоцентризмом.
Во время дооперационной стадии дети со временем всё больше и больше привыкают к использованию символов, о чём свидетельствует рост стремления играть и притворяться. Ребёнок склонен использовать различные объекты для того, чтобы вообразить что-либо: например, метла в воображении мальчика может рисоваться лошадью. Очень важно, что во время дооперационной стадии дети начинают примерять на себя роли взрослых. Особенно часто выбираются роли матери, отца или доктора.

Эгоцентризм

Пиаже использовал ряд интересных и творческих методов изучения мыслительных способностей детей. Один из самых известных методов, помогающих продемонстрировать эгоцентризм связан с использованием трёхмерного макета горной цепи — «задания трёх гор». Детей сначала просят выбрать картинку, на которой изображён этот макет с той стороны, с которой во время эксперимента на него смотрели они. Большинство из них в состоянии сделать это без особого труда. Затем их просят, чтобы они выбрали изображение того ракурса, с которого на макет смотрел кто-то другой.
Дети практически всегда выбирают именно тот вид, который отражает их собственный ​взгляд на макет горной цепи. Согласно Пиаже, дети испытывают подобные затруднения, потому что не в состоянии принять точку зрения другого человека.

Консервация

Другой, не менее известный опыт демонстрирует понимание ребёнком сохранения. В ходе соответствующего эксперимента жидкость в равных количествах разливается по двум одинаковым контейнерам. Жидкость из одного контейнера затем выливают в сосуды различной формы — высокие и тонкие, короткие и широкие. Детей потом спросили, в каких чашках жидкости больше. Несмотря на то, что дети видели что в них одинаковое количество жидкости, они почти всегда выбирают сосуд, который им кажется полнее.
Пиаже провёл ряд подобных экспериментов — с сохранением числа, длины, массы, веса, объёма и количества. Он выяснил, что в 5 лет немногие из малышей способны осознать, что все эти величины остаются неизменными.

Соображения Пиаже насчёт дооперационной стадии

Заметно, что Пиаже, говоря о данном этапе развития, в большей степени концентрируется на том, чего дети пока делать не могут. Введённые им понятия эгоцентризма и консервации сосредоточены на ещё не сформированных способностях детей; им не хватает понимания того, что для других людей окружающий мир выглядит по-другому и что предметы могут изменяться внешне, сохраняя при этом свои свойства.
Тем не менее, не все психологи согласны с подобной оценкой детских способностей. Исследователь Мартин Хьюз, например, утверждал, что причина того, что детям не удаётся справиться с заданием трёх гор, заключается в том, что они просто не способны его понять. В эксперименте с использованием кукол Хьюз показал, что дети уже в возрасте четырёх лет смогли изучить ситуацию с различных ракурсов — предположив, что дети становятся менее эгоцентричными в более раннем возрасте, чем полагал Пиаже.

Метки: , , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт