Эффект поведенческой конфирмации

склонность к корыстиКогда мы воспринимаем информацию и составляем суждения о мире и событиях вокруг нас, мы не всегда интерпретируем эти вещи объективно. Зачастую оценивать информацию и приходить к правильным решениям нам мешают когнитивные предубеждения, ошибки. К наиболее распространённым когнитивным ошибкам причисляют и эффект поведенческой конфирмации. В народе эту ошибку называют просто — склонность к корысти.

Что такое эффект поведенческой конфирмации?

Эта ошибка относится к нашей склонности принимать на свой счёт успех и в то же время винить внешние факторы в наших неудачах. По существу, мы склонны считать, что наши успехи обусловлены исключительно нашими внутренними чертами и талантами, а неудачи провоцируются факторами, неподвластными нашему контролю.
Если Вам повезло на экзамене, то это потому, что Вы усердно учились. Если же нет, то это потому, что учитель не объяснил тему достаточно подробно, в классе было слишком жарко или Ваш сосед по комнате не давал Вам уснуть ночью перед экзаменом.

Почему наблюдается эффект поведенческой конфирмации?

В большинстве случаев это смещение позволяет людям сохранить свою самооценку. Приписывая положительные события своим личным характеристикам, люди её повышают. Обвиняя внешние силы в неудачах, люди снимаю с себя ответственность, что позволяет им сохранить уверенность в себе и своих силах.
На склонность к корысти оказывает влияние ряд факторов, в том числе:

  • Возраст. Пожилые люди, как правило, больше склонны к внутренней атрибуции.
  • Пол. Мужчины чаще, чем женщины, прибегают к атрибуции.
  • Локус контроля. Люди с внутренним локусом контроля склонны к внутренней атрибуции, в то время как те, у кого наблюдается внешний локус, скорее всего, переложат вину на внешние обстоятельства.
  • Культура. Люди из индивидуалистических культур более склонны к корысти.
  • Депрессия и самооценка. У людей в подавленном состоянии реже наблюдается эффект поведенческой конфирмации.
  • Роль в ситуации. Люди чаще склонны к внутренним атрибуциям, когда становятся свидетелями неудач других людей. А вот те, кто непосредственно участвует в ситуации, скорее всего, будет склонен к корысти. Это очень связано с искажением «действующее лицо — наблюдатель».
  • В качестве примеров эффекта поведенческой конфирмации можно привести следующие случаи:
  • после автомобильной аварии водители обвиняют друг друга;
  • после провальной встречи с потенциальным заказчиком бизнесмен обвиняет конкурента в том, что он переманил клиента;
  • игрок школьной баскетбольной команды на последних секундах игры делает бросок и попадает в корзину, а позже связывает это со своим мастерством;
  • студент не сдаёт экзамен и обвиняет профессора в том, что тот задавал вопросы с подвохом.

Наблюдения психологов

«Существуют убедительные доказательства существования склонности к корысти. Она имеет свои преимущества, поощряя нас на упорство, даже когда дела идут против нас. Например, безработный скорее найдет работу, если они проявляет эффект поведенческой конфирмации и не приписывает невезение с работой своей некомпетентности или недостатку опыта».

Айзенк (2000)

«Эффект поведенческой конфирмации широко распространён в западных культурах, таких как США или Канада, и гораздо реже встречается в странах Восточной Азии, таких как Япония, Китай или Тайвань. В отличие американцев, японцы склонны приписывать свои успехи счастливому случаю, а неудачи — отсутствию способностей или таланта. Склонность к корысти может являться частью культурной этики американской и других индивидуалистических культур, которые ставят во главу угла самоуважение».

Невид (2013)

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт