Фиксированная и гибкая установка

установкаКак вы думаете, что в вас самих определяет вероятность успеха? По мнению психолога Кэрол Дуэк, не только ваши стремления, но и ваши достижения зависят от того, как оцениваете себя вы сами и верите ли вы в свой успех. Дуэк считает, что огромное значение для успешной деятельности играет также ваш взгляд на способности.

То есть, ваша уверенность в том, что способности и таланты к чему либо — врожденная черта. Или же в том, что их можно развить. Назовем это установкой.

Люди с фиксированной установкой уверены в том, что человек с рождения обладает определёнными талантами, совокупность которых изменить ему не под силу.

Те же, кому свойственна гибкая установка, уверены, что всему в этой жизни можно научиться, и нет таких талантов (ну или за редким исключением), которыми нельзя было бы овладеть.

Такие разные установки...

Свои размышления на эту тему Дуэк начинает с вопроса: «Что происходит, когда вы даёте ребёнку сложное задание?» Некоторые из детей считают сложные задания вызовами, которые нужно принять и которые принесут им новые знания. Другие же считают, что способности, которыми они обладают, не подходят для решения подобных задач (но лучше уж такая формулировка, чем «у меня нет способностей для этого», не правда ли?).

Дети из первой группы обладают гибкой установкой. Сталкиваясь с чем-то сложным, они верят, что могут научиться чему-то новому и интересному, а также развить в себе навыки, необходимые для решения стоящей перед ними задачи. То есть, по их мнению, сама задача даёт им возможность научиться её решать. Вторая группа обладает фиксированной установкой. Эти дети верят, что раз у них нет способностей к решению задачи, значит нет и никакой возможности её решить.

Почему эта установка так важна?

Именно ваша установка определяет то, как вы воспринимаете повседневные вызовы и справляетесь с ними.

В школьные годы гибкая установка позволяет нам за большее браться и большего добиваться. Когда возникает проблема — например, нужно решить вопрос с трудоустройством — люди с гибкой установкой проявляют больше устойчивости. Они продолжают упорную работу несмотря на отказы, тогда как обладатели фиксированной обстановки склонны быстрее сдаваться.

Фиксированная установка, по мнению Дуэк, способствует обострению потребности в одобрении со стороны других.

«Я знаю столько людей, которые стараются своими действиями кому-то что-то доказать — в классе, на работе, в отношениях», — пишет Джейн в своей книге. — «Каждая ситуация словно требует от них демонстрации своего интеллекта, личностных качеств и характера». В каждой ситуации они отвечают себе на вопросы:

  • Получится у меня или нет?
  • Как я буду выглядеть — умным или глупым?
  • Примут меня или отвергнут?

Гибкая установка, наоборот, подразумевает жажду знаний, которая не оставляет места раздумьям. Это желание действовать и узнавать новое, принимать вызовы и расти в личностном плане. Когда люди с гибкой установкой пробуют и терпят неудачу, они не считают это провалом или поводом для расстройства. Напротив, из произошедшего можно извлечь ещё один урок!

Как формируется установка?

Дуэк предполагает, что установка формируется у человека в достаточно раннем возрасте, иногда она зависит от того, как его воспитывают родители или как он успевает в школе.

Фиксированная установка

Дети, которых с детства настраивали на то, что они должны быть умными — вместо того, что им следует с удовольствием учиться — вырастают с фиксированной установкой.

Их больше заботит то, как их воспринимают окружающие, они боятся, что не оправдают чьих-либо ожиданий.

Гибкая установка

Дети, которых учили учиться, которым привили интерес к новому опыту и новым вызовам, вырастают в людей с гибкой установкой.

Ни былые ошибки, ни прошлые провалы не заставят их отказаться от нового опыта и новых ошибок, которые обязательно придут вместе с ним — только так они могут найти способ реализовать свой потенциал.

Дуэк отмечает, что обладание гибкой установкой вовсе не означает уверенность человека в том, что он сможет всего достичь, если будет обладать достаточными знаниями и прилагать достаточно усилий. Не можем мы все стать Эйнштейнами или Моцартами, даже если очень постараемся.

Гибкая установка предполагает всего лишь максимальное использование своего потенциала при разумном отношении к нему. Потому как измерить этот потенциал нельзя и чрезмерно полагаться на него не стоит.

Хотя, кто знает, как далеко может зайти человек, если выберет необычную для себя цель? Люди с гибкой установкой верят, что усилия, направленные на расширение возможностей, всегда приносят достойный результат.

Как определить свою установку?

Какая установка у вас? Не задавались ли вы этим вопросом? Определить очень легко, для этого достаточно ответить на несколько вопросов:

  1. Люди в рождения обладают определённой совокупностью качеств, которую изменить уже нельзя.
  2. Вовсе не важно, кто ты сейчас — главное, что стать лучше не так уж сложно.
  3. Люди способны меняться.
  4. Можно запросто научиться чему-то новому и развить свой интеллект.
  5. Либо у человека есть талант к чему-то, либо его нет. Нельзя просто так взять и развить в себе способности, например, к музыке, художественному творчеству или спорту.
  6. Учёба, упорная работа и практика помогают развить в себе любое качество, какое только захочешь.

Если вы согласны с первым, вторым и пятым утверждениями, у вас, скорее всего, фиксированная установка. Если же вам ближе третье, четвёртое и шестое — поздравляем! — у вас установка гибкая.

Можно ли сменить установку?

Обладатели фиксированной установки, конечно, с этим не согласятся, однако Дуэк считает, что это вполне возможно. Прежде всего, позаботиться о том, чтобы ребёнок вырос с гибкой установкой, могут родители — поощряя не столько результаты его действия, сколько его усилия.

Например, вместо того, чтобы сказать ребёнку, что он преуспел, потому что умён, похвалите его усилия и скажите, что вам в его работе нравится больше всего — «Мне так нравится, как ты подобрал цвета на этом рисунке!»

Сосредоточивая внимание на процессе вместо результата, взрослые помогают ребёнку понять, что его усилия и труды приводят к изменениям, новым знаниям и росту — не только сейчас, но и в будущем.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт