Сон после запоминания может улучшить Вашу память

память сонЭксперты уже давно знают, что существует важная связь между сном и обучением. В одном из исследований у мышей, которых лишали сна, был замедлен рост числа дендритов, по сравнению с хорошо отдохнувшими после мозговой активности мышами. Учёные выяснили тогда, что глубокий сон действительно влияет на физические изменения в головном мозге. Пытаетесь выучить что-то новое? В ближайшее время предстоит сдать серьёзный экзамен? Новые исследования показывают, что сон играет ключевую роль в способности мозга принимать и обрабатывать новую информацию. Только сначала учите, а затем хорошо выспитесь ночью — так Вы сможете достичь наилучших результатов.
Одним из основных объяснений того, почему мы спим, служит теория консолидации информации. Согласно этой теории, одна из основных функций сна заключается в том, чтобы обработать данные, которые мы собирали и хранили в течение дня.
«Давно известно, что сон играет важную роль в процессе обучения и запоминания. Если Вы не высыпаетесь, Вы не будете хорошо учиться», — сказал Вэнь-Бяо Ган, доктор философии, профессор неврологии и физиологии, возглавивший новое исследование, в ходе которого специалисты планировали изучить механизмы, лежащие в основе этого процесса.

Каким же образом сон повышает эффективность обучения?

Специалистам уже давно известно, что сон имеет решающее значение для обучения и памяти, а вот лежащие в основе этой закономерности механизмы до сих пор поняты не до конца.
В исследовании, опубликованном в журнале Science, сказано, что запоминание с последующим периодом сна способствует росту числа дендритных шипиков. Эти дендритные шипики представляют собой крошечные выступы на концах нейронов, соединяющие клетки мозга и облегчающие передачу информации через синапсы.
«Мы показали, как сон помогает нейронам формировать весьма специфические соединения на концах дендритов, которые могут способствовать развитию долговременной памяти. Также было показано, что различные типы обучения влияют формирование синапсов на разных отростках одних и тех же нейронов; мы предполагаем, что процесс обучения вызывает весьма специфические структурные изменения в головном мозге», — пояснил Ган в пресс-релизе медиа-центра медицинской школы Нью-Йоркского университета.

Оценка воздействия сна на мышей

Чтобы изучить этот процесс, Ган и его коллеги использовали генетически модифицированных мышей, в нейронах которых синтезировались флуоресцентные белки. Так, у исследователей появилась возможность использовать конфокальный микроскоп для подсветки и отслеживания роста белков в определённых зонах коры головного мозга, а также отследить рост дендритных шипиков до и после того, как мыши научились балансировать на катушках.
Сначала учёные просто наблюдали реальный рост дендритов у мышей, научившихся балансировать на катушках. Далее мышей разделили на две группы. Первая группа проходила подготовку по балансировке, а затем спала в течение семи часов. Вторая группа после аналогичной подготовки должна была в течение семи часов бодрствовать.

Рост дендритов у хорошо отдохнувших мышей

Результаты показали, что у лишённых сна мышей наблюдался худший рост дендритов, чем у мышей, которым позволили поспать. Интересно также, что тип задачи также определяет то, какие именно дендриты будут расти.
«Теперь мы точно знаем, что когда мы узнаём что-то новое, нейрон формирует новые связи с помощью конкретного отростка», — сделал вывод Ган. — «Представьте себе дерево (нейрон), у которого листья (шипики) растут на определённой ветви (дендрите). Когда мы узнаем нечто новое, мы заставляем эти листья расти на той или иной ветке».

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт