Стратегии для принятия решений

Стратегии для принятия решенийКаким образом можно сделать простой или сложный выбор, используя определенное количество времени, при наличии или отсутствии какого-либо риска.

Каждый день мы принимаем и важные, и незначительные решения. Чтобы вы хотели съесть на завтрак? В какой время пообедать с другом? В какой вуз поступить? Сколько вы хотите иметь детей?

Когда выбор незначителен, можно просто бросить монетку, и позволить случайности определить свою судьбу. В большинстве случаев, мы следуем целой стратегии или серии стратегий для того чтобы прийти к решению. Для большинства относительно небольших решений, которые мы принимаем каждый день, подбрасывание монетки не будет плохим подходом. Чтобы сделать какое-либо важное и трудное решение, мы готовы использовать много времени, поисков, усилий и психической энергии для того чтобы сделать правильный выбор.

Так как этот процесс работает? Здесь представлены несколько главных стратегий по принятию решений, которые вы можете использовать.

Выбор по единственному признаку

Этот способ заключается в выборе, зависящем исключительно от одной особенности выбираемого. Например, представьте, что вы покупаете суп. Рассматривая огромное количество вариантов в ближайшем универсаме, вы решаете основывать свое решение на цене и выбираете самый дешевый суп, имеющийся в продаже. По этой причине вы игнорируете остальные характеристики товара (запах, бренд, репутацию и полезность) и сосредотачиваетесь на одном из параметров.

Выбор по единственному признаку будет эффективен в ситуациях, когда нужно принять относительно простое решение и вы зажаты в сроках. Однако, это определенно не лучшая стратегия для более сложного выбора.

Сравнение по всем параметрам

Этот метод заключается в исследовании всех важных особенностей возможного выбора а затем в систематическом оценивании каждого параметра. Этот способ лучше подходит для принятия более сложных решений. Например: представьте, что вам нужно купить новый фотоаппарат. Вы составляете список важных параметров, которые должны быть у фотокамеры, затем оцениваете каждый по шкале от −5 до +5. Камеры которые имеют важную для вас характеристику могут получить +5, а те, у которых этот параметр является основным недостатком получат −5. Когда вы рассмотрите каждую функцию, вы сможете сравнить результаты и определить фотокамеру с наивысшим рейтингом.

Сравнение по всем параметрам может оказаться отличным способом для выбора наилучшего варианта из возможных. Однако, как вы понимаете, этот способ может занять много времени, поэтому для быстрых решений он не подходит.

Исключение из списка неподходящих вариантов

Этот способ был предложен психологом Амосом Тверски в 1972 г. Здесь вы оцениваете каждый вариант по одной характеристике, начиная с любой функции, которую вы считаете наиболее важной. Если этот вариант не соответствует установленным вами критериям, то вы вычеркиваете вариант из вашего списка. В конечном счете, ваш лист возможных вариантов будет становится все меньше с каждым вычеркнутым пунктом, до тех пор, пока не останется всего одна альтернатива.

Принятие решений в неопределенности

Предыдущие три способа обычно используются в случаях, когда решения достаточно понятны, но что делать, если существует определенный риск, двусмысленность или сомнения? Для примера: представьте, что вы опаздываете на занятия по психологии. Должны ли вы превысить скорость на дороге, рискуя получить штраф? Или стоит вести машину по правилам, несмотря на возможность получить сниженный балл за запланированную контрольную? В таких случаях стоит сравнить возможности опоздания и получения штрафа.

Когда решения принимаются в подобной ситуации, люди используют две разные стратегии по принятию решений: эвристику наличия и эвристику репрезентативности. Запомните: эвристика — это практические правила для «укорачивания» мыслительных процессов, которые помогают быстро принимать решения и судить о чем-либо.

Эвристика наличия: Когда мы пытаемся определить, насколько вероятно какое-либо событие, мы обычно оцениваем это по количеству таких же событий, случившихся в прошлом. Например: если вы пытаетесь определить можно ли превысить скорость, не получив штрафа, вы должны подумать о то, сколько раз вы видели людей, остановленных полицейскими, на этом отрезке дороги. Если вы не можете вспомнить такой случай прямо сейчас, вы можете попробовать превысить скорость, поскольку эвристика наличия привела вас к выводу, что на этом участке люди получили мало штрафов. Если вы сможете вспомнить несколько случаев остановки водителей, вы решите не превышать скоростной лимит.

Эвристика репрезентативности: Этот метод включает в себя сравнение текущей ситуации с прототипом того или иного события, поведения. Например: когда вы пытаетесь решить, стоит ли ускорится к месту назначения, вы должны сравнить себя с воображаемым человеком, который скорее всего получит штраф. Если этот прототип — беспечный подросток, едущий на скоростной машине, а вы — молодая бизнс-леди, управляющая седаном, вы придете к выводу, что возможность получить штраф очень небольшая.

Процесс принятия решений может быть простым (как случайный выбор из предложенных вариантов) или сложным (как проставление оценок каждому параметру выбираемого объекта). Стратегия, которую мы используем, зависит от многих факторов: от имеющегося времени, общей сложности выбора, его неопределенности и риска.

Теги: ,


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Яндекс.Метрика