Стадия формальных операций

стадия формальных операцийЧетвёртая и последняя стадия развития человека, согласно теории когнитивного развития Ж. Пиаже.

Основные характеристики стадии формальных операций

Стадия формальных операций начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается в течение всего периода взросления. За это время человек развивает способность мыслить абстрактно. Также во время этой стадии возникают такие навыки, как способность мыслить логически, делать дедуктивные умозаключения и систематически планировать свою деятельность.

Логика

Пиаже считал, что во время стадии формальных операций особо важную роль начинает играть дедукция. Для дедуктивного мышления требуется способность использовать общий принцип при определении конкретного результата. Этот тип мышления предполагает работу с гипотетическими ситуациями и часто требуется в области науки и математики.

Абстрактное мышление

В то время как на более ранних стадиях развития дети склонны мыслить лишь конкретными категориями, на стадии формальных операций возникает способность оперировать абстрактными понятиями. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на предыдущий опыт, дети начинают рассматривать предполагаемые результаты и возможные последствия своих действий. Этот тип мышления имеет важное значение в долгосрочном планировании деятельности.

Решение проблем

На более ранних этапах развития дети решали свои проблемы методом проб и ошибок. В ходе стадии формальных операций они приобретают возможность логично и методично решать проблемы. На этой стадии когнитивного развития дети зачастую способны быстро планировать организованный подход к решению возникшей проблемы.

Мнения психологов об этапе формальных операций

  • «На стадии формальных операций у мыслящего ребёнка появляется возможность рассмотреть различные варианты решения проблемы до того, как он начнёт действовать. Это значительно повышает эффективность деятельности, так как при таком подходе к решению проблемы человек может избежать потенциально неудачных попыток. На стадии формальных операций человек, в попытке максимизировать успех своей адаптации к миру, учитывает прошлый опыт, нынешние требования и возможные в будущем последствия». (Салкинд, 2004)
  • «На стадии формальных операций больше не требуются действительные (конкретные) объекты, и мыслительные действия могут быть произведены „в уме“, с использованием абстрактных понятий. Например, на этом этапе развития дети способны ответить на такие вопросы, как: „Если можете, представьте себе что-то, что состоит из двух половин; когда одна половина увеличивается, а целое при этом остаётся без изменения — что происходит со второй половиной?“ В подобных рассуждениях детям уже не нужно обязательно оперировать реальными объектами». (Брейн & Мухерджи, 2005)

Метки: , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт