Стадия конкретных операций

стадия конкретных операцийЭто третий этап в развитии ребёнка, согласно теории когнитивного развития Ж. Пиаже.
Он начинается в возрасте примерно семи лет и длится до одиннадцати. Во время этой стадии дети получают лучшее представление о мыслительных операциях. У них получается логически размышлять о конкретных объектах, но если возникает необходимость работать с абстрактными или гипотетическими понятиями, они всё ещё испытывают затруднения.

 

Развитие логики

Пиаже установил, что дети на стадии конкретных операций довольно хорошо используют индуктивное мышление. Индуктивное мышление предполагает вывод общего принципа из какого-либо конкретного опыта. Но с другой стороны, дети в этом возрасте испытывают трудности с использованием мышления дедуктивного, которое подразумевает использование общего принципа для того, чтобы определить исход конкретного события.

Обратимость

Одним из наиболее важных событий в этой стадии является понимание обратимости — осознание того, что мыслительные операции носят обратимый характер. В качестве примера можно привести возможность изменить порядок отношений между психическими категориями. Например, ребенок может признать, что его или её собака — лабрадор; что лабрадор — это собака; что собака — животное.

Мнения психологов о стадии конкретных операций

  • «В отличие от детей, находящихся на дооперационной стадии развития, которые могут сосредоточиться только на одном аспекте проблемы за один раз, на стадии конкретных операций дети проявляют способность к децентрации (они способны преодолеть эгоцентризм и принять во внимание другие точки зрения — прим.). Это значит, они могут сосредоточиться на нескольких аспектах проблемы сразу. Децентрация подразумевает консервацию и другие интеллектуальные способности». (Ратус, 2008)
  • «Стадия конкретных операций в теории Ж. Пиаже представляет собой переход от дооперационной стадии к стадии формальных операций. Тогда как на дооперационной ребёнок ещё не обладает способностями, необходимыми для реверсии мыслительных операций, логика ребёнка, находящегося на стадии конкретных операций, позволяет ему или ей делать это, но только на определённом уровне. Ребёнок теперь социоцентричен (как противопоставление эгоцентризму), он осознаёт, что другие люди могут иметь свои собственные взгляды на мир и что точки зрения окружающих могут значительно отличаться от его собственной. Однако на этом этапе развития ребёнок ещё не может знать, в чём именно они заключаются (это осознание приходит на следующей стадии когнитивного развития)». (Салкинд, 2004)

Метки: , , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт