Стили познания согласно модели VARK

стили познания varkКак Вы думаете, учатся ли лучше студенты, если применяемые учителями методы преподавания соответствуют их стилю обучения? Будут ли они лучше учиться, если преподаватель начнёт поощрять деятельность, учитывающую их сильные стороны и предпочтения?

Есть много различных способов классификации стилей обучения, включая модели Колба и Юнга; разработанная в 1987 году модель Нила Флеминга VARK является одной из самых популярных концепций. Она была создана с тем, чтобы помочь студентам и другим людям узнать больше о своих индивидуальных предпочтениях в познании. Её популярность резко возросла в 1970-х и 1980-х годах, несмотря на существовавшие уже тогда свидетельства того, что личные предпочтения не имеют реального влияния на результаты обучения.

В модели Флеминга люди классифицируются по каналам, через которые они лучше всего воспринимают информацию — визуалы (фотографии, фильмы, диаграммы), аудиалы (музыка, беседы, лекции), дигиталы (составление списков, чтение учебников, установление связей и логических цепочек) или кинестетики (касания, эксперименты, практические занятия).

Визуалы

Учащиеся-визуалы гораздо лучше воспринимают информацию посредством зрительного канала. Графика, схемы, диаграммы, иллюстрации, раздаточный материал и видео — всё это полезные инструменты для обучения визуала. Люди, которые принадлежат к этому типу познания, предпочитают, чтобы информация была представлена наглядно, а не в письменной форме.

Чтобы проверить, можно ли отнести Вас к этому типу, ответьте на следующие вопросы:

  • Вы должны увидеть информацию для того, чтобы вспомнить её?
  • Вы обращаете внимание на язык тела?
  • Искусство, красота и эстетика важны для Вас?
  • Можете ли Вы сказать, что запоминаете и вспоминаете лучше, визуализируя информацию в уме?

Если Вы можете ответить утвердительно на большинство из этих вопросов, скорее всего, Вы — визуал.

Аудиалы

  • Вы предпочитаете слушать лекцию в классе, а не читать материал по учебнику?
  • Помогает ли Вам чтение вслух лучше запоминать информацию?
  • Вы предпочли бы прослушать запись лекции или подкаст прочтению записей, сделанных на уроке?
  • Вы придумываете песенки, чтобы легче было запомнить информацию?

Если Вы ответили утвердительно на эти вопросы, то вы, вероятно, аудиал. Такие люди учатся лучше, если имеют возможность воспринимать информацию на слух. Они, как правило, больше знаний выносят из из лекции и хорошо запоминают то, что говорят сами.

Дигиталы (дискреты)

Этот тип людей предпочитает воспринимать в информацию, отображённую при помощи символов и знаков — слова, числа и т.д. Им интересны в первую очередь учебные материалы в текстовой форме.

Может быть, Вас можно отнести к этому типу? Если это так, то Ваши ответы на большинство из следующих вопросов будут положительными:

  • Считаете ли Вы, что чтение учебника — отличный способ получения новой информации?
  • Вы оставляете заметки во время аудиторных занятий и во время чтения книг?
  • Вам нравится составлять списки, искать определения и создавать презентации в PowerPoint?
  • Вы любите, когда учителя используют раздаточные материалы?

Кинестетики

Кинестетики лучше воспринимают информацию при помощи тактильных ощущений — они любят прикасаться к тому, что познают. Практический опыт для данного типа людей играет особенное значение.

Если Вы по своей природе — кинестетик, то на следующие вопросы ответите утвердительно:

  • Вам нравится выполнять задачи, которые включают непосредственную работу с объектами и материалами?
  • Трудно ли Вам сидеть на месте в течение длительного периода времени?
  • Вам хорошо удаются прикладные предметы, такие как живопись, кулинария, спорт или работа с деревом?
  • Есть ли у Вас потребность практиковать что-то для того, чтобы научиться этому?

Полезно ли знать свой стиль познания?

Обоснованность модели VARK, а также других теорий стилей познания была поставлена под сомнение и подверглась бурной критике. Критический взгляд на модели обучения заставил некоторых исследователей считать, что сомнительны предназначенные для оценки индивидуальных стилей познания инструменты, в то время как другие критики предположили, что сама идея выделять лишь один канал для восприятия информации для каждого конкретного стиля обучения кажется категоричной и на самом деле может послужить помехой для обучения.

Несмотря на критику и отсутствие эмпирических данных в поддержку модели VARK, она остается довольно популярной среди как студентов, так и преподавателей. Многие студенты сразу понимают, какой стиль им ближе всего. Другие могут обнаружить, что их предпочтения не ограничиваются одним стилем. Например, студент может чувствовать, что хорошо воспринимает информацию как через зрительный, так и через слуховой канал.

В то время как выравнивание стратегии обучения в зависимости от стиля познания могут или не могут быть эффективными, сами студенты могут обнаружить, что понимание своего стиля может быть очень полезным. Например, если Вы знаете, что визуальное представление информации подходит Вам больше всего, использование визуальных материалов в сочетании с определёнными методами обучения может помочь Вам лучше запоминать информацию, которую Вы изучаете — или, по крайней мере, сделать изучение предмета более приятным.

Если же Вы не можете абсолютно точно определить модальность своего стиля познания, тогда Вы, вероятно, относитесь к мультимодальному стилю. Например, Вы одинаково хорошо запоминаете информацию, читая текст и делая записи. А в художественном классе, Вы можете полагаться на визуальное и кинестетическое восприятие.

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт