• Главная
  • Когнитивная психология
  • Зарядка для ума! Учёные доказали: когнитивная тренировка положительно влияет на психические функции человека в пожилом возрасте

Зарядка для ума! Учёные доказали: когнитивная тренировка положительно влияет на психические функции человека в пожилом возрасте

когнитивная тренировкаУже давно среди учёных бытует мнение, что некоторые игры — такие как, например, головоломки — и упражнения могут помочь предотвратить негативные аспекты старения. Так ли это, давайте разберёмся! Посмотрим, действительно ли подобные когнитивные игры способны оказывать благоприятное воздействие на функционирование нашего мозга — особенно у людей пожилого возраста?
Согласно результатам масштабного исследования, ментальные упражнения могут помочь улучшить познавательную функцию пожилых людей на целых 38% к 2050 году. При чём, тренировки такого характера приведут к улучшениям не только областях, связанных с повседневным функционированием, но и во многих других (в долгосрочной перспективе). У некоторых участников улучшения психических функций фиксировались и спустя 10 лет.

«Предыдущие результаты этого клинического исследования показывали, что эффект может держаться в течение пяти лет», — пояснил доктор Ричард Й. Ходес, директор Национального института здравоохранения США. — «Теперь, эти результаты показывают, что определённые виды когнитивного обучения могут обеспечить долгосрочную пользу — в течение, как минимум, десяти лет. Можно сделать вывод о том, что мы должны продолжать когнитивную подготовку в качестве терапии, ведь она может помочь сохранить умственные способности пожилых людей, с тем чтобы они дольше могли оставаться независимыми и социализированными». Национальный институт здравоохранения США поддержал данные выводы.

В исследовании под названием ACTIVE (Advanced Cognitive Training for Independent and Vital Elderly) в течение 10 лет приняли участие 2832 человека в возрасте старше 65 лет. Участники тренировались рассуждать, обрабатывать и запоминать информацию, в то время как контрольная группа такую подготовку не проходила. Из результатов более ранних исследований учёные предположили, что это три ключевые области, на которых, прежде всего, начинает сказываться старение организма, и нарушения в которых влияют на большинство сфер повседневной жизни человека.

Средний возраст участников этого исследования составлял почти 74 лет (в начале эксперимента). Учебные занятия проводились в небольших группах; участникам предлагалось посетить 10 занятий продолжительностью примерно 60 — 75 минут каждое. Необходимые упражнения они выполняли при помощи сенсорных экранов — это было сделано для того, чтобы увеличить скорость выполнения упражнений, — и специальных списков, использование которых способствует запоминанию информации.

Влияние упражнений на функционирование мозга

Так какое влияние оказывает это когнитивное обучение? Исследователи обнаружили, что участники, прошедшие обучение, испытали улучшение в повседневной деятельности — в тех сферах, в которых обычно участвуют именно те когнитивные способности, которые они тренировали. Улучшения памяти — если говорить реальными фактами — оценивается, например, возможностью вспомнить самостоятельно, когда найти лекарства и какие продукты нужно было купить в магазине, в то время как скорость обработки информации — скоростью реакций на происходящее вокруг.

Действительно ли эффект носит долгосрочный характер? Через пять лет после тренировок участники из всех трёх групп по-прежнему демонстрировали улучшение в тех областях, в которых они прошли подготовку. Единственное, со временем снизился эффект тренировки в сфере запоминания. Через десять лет больше не фиксировались никакие улучшения памяти, хотя в остальном результаты обучения всё ещё действовали. Результаты показали также, что по прошествии 10 лет почти 74% из тех, кто тренировался рассуждать, ​​показывали улучшения по сравнению с исходным уровнем. Те, кто тренировался быстро обрабатывать информацию, показали улучшение почти в 62% случаев. А вот в группе, развивавшей память, как уже было сказано ранее, улучшений по сравнению с исходным уровнем не наблюдалось.

Авторы исследования предполагают, что эти результаты позволят другим исследователям и дальше изучать то, как функционируют эти процессы, и разрабатывать эффективные учебные программы для тренировки когнитивных навыков. Авторы предполагают также, что «если бы предпринимались меры, замедляющие наступление функциональных нарушений хотя бы на 6 лет, число людей, страдающих от них, к 2050 году сократилось бы на 38%; это имело бы большое значение для общественного здравоохранения». Учитывая большой процент пожилых людей, такое улучшение может иметь значительное влияние на психическое здоровье и функционирование населения в целом.

«Скорость обработки результатов можно считать весьма обнадеживающей», -сказал соавтор исследования, Джонатан У. Кинг, доктор философии и директор одной из программ в Отделе поведенческих и социальных исследований при Национальном институте здравоохранения. — «Самостоятельное фиксирование улучшений, конечно, представляет для нас интерес, но мы ещё не знаем, являются ли такие улучшения показателями того, что пожилые люди смогут дольше жить самостоятельно; если да, то даже небольшой эффект имел бы важное значение — не только для самих пожилых людей, но и для членов их семей, а также окружающих людей, которые оказывают им помощь».

Метки: , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт