Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект «Все обучение имеет эмоциональную базу»
— Платон

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (ЭИ) относится к способности воспринимать, оценивать и контролировать эмоции. Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно приобретать и развивать, в то время как другие утверждают, что это врожденная характеристика.

С 1990 Питер Сэлови и Джон Д. Майер были ведущими учеными по изучению эмоционального интеллекта. В своей статье «Эмоциональный интеллект», они определили эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, который включает в себя способность контролировать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для управления эмоциональной сферой и поведением.

Четыре фактора эмоционального интеллекта

Сэлови и Майер предложил модель, которая определила четыре различных фактора эмоционального интеллекта:

1. Точность оценки и выражения эмоций. Эмоции являются для нас сигналом о важных событиях, которые происходят в нашем мире, будь это внутренний мир или внешний. Важно точно понимать как свои эмоции, так и эмоции, которые испытывают другие люди. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.

2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чем мы думаем. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.

3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определенные причины, они меняются по определенным правилам. Эта способность отражает умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

4. Управление эмоциями. Поскольку эмоции содержат информацию и влияют на мышление, имеет смысл принимать их во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Для этого необходимо принимать эмоции вне зависимости от того, являются ли они желаемыми или нет, и выбирать стратегии поведения с их учетом. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Краткая история эмоционального интеллекта

1930 — Эдвард Торндайк описывает понятие «социальный интеллект» как умение ладить с другими людьми.

1940 — Дэвид Векслер предполагает, что эмоциональные компоненты интеллекта могут иметь решающее значение для успеха в жизни.

1950 — гуманистические психологи, такие как Абрахам Маслоу описывают, как люди могут построить эмоциональную силу.

1975 — Говард Гарднер публикует «Разрушение разума», который вводит понятие множественного интеллекта.

1985 — Уэйн Пэйн вводит понятие эмоционального интеллекта в своей докторской диссертации под названием «Изучение эмоций: развитие эмоционального интеллекта, самостоятельной интеграции, касающиеся страха, боли и желания».

1987 — В статье, опубликованной в журнале Mensa, Кейт Бисли использует термин «эмоциональный фактор». Было высказано предположение, что это первый опубликованный термин, хотя и Реувен Бар-Он утверждал, что использовал термин в неопубликованной версии его дипломной работы.

1990 — Психологи Питер Сэлови и Джон Майер публикуют свою основополагающую статью «Эмоциональный интеллект», в журнале Воображение, Познание и личность.

1995 — концепция эмоционального интеллекта становится популярной после публикации психолога и научной книги автора Нью-Йорк Таймс Даниэля Големена «Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем IQ».

Измерения эмоционального интеллекта

IQ Реувена Бар-Она

тест предназначен для измерения компетенций, включая понимание, стрессоустойчивость, решение проблем, и счастья. По словам Бар-Она, «Эмоциональный интеллект представляет собой массив из некогнитивных возможностей, умений и навыков, которые влияют на способности добиваться успеха в решении каких-либо задач».

Многофакторная шкала эмоционального интеллекта

Основанный тест, в котором тестируемые выполняют задачи, разработанные, чтобы оценить их способность чувствовать, идентифицировать, понимать, и использовать эмоции.

Опросник атрибутивного стиля М. Селигмана

Первоначально разработанный как скрининг-тест для компании страхования жизни Столичная Жизнь, измеряет оптимизм и пессимизм.

Эмоциональные компетенции

Основанные на более старом механизме, известном как Самооценка, эмоциональные компетенции подразумевает, что люди должны знать о индивидуальных данных человеческих способностей по ряду различных эмоциональных компетенций. (простыми словами: сколько максимально он может «выдержать», чтобы не «сломаться» эмоционально)

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт