Зигмунд Фрейд: учебное пособие

фрейд учебное пособиеХотя со смерти Зигмунда Фрейда и прошло уже более 70 лет, его идеи и теории по-прежнему оказывают заметное влияние на современную психологию. Его часто называют не только одним из самых влиятельных учёных в истории психологии, но и одним из самых спорных. В то время как многие из его теорий не выдержали испытания временем, студенты продолжают изучать их, поскольку на них базируются основные на сегодня подходы к изучению человеческого поведения.

Здесь мы соберём воедино все ключевые теории Фрейда, а также некоторые из наиболее важных терминов и определений.

Структура сознания и личности по Фрейду

Психоаналитик Зигмунд Фрейд разделил сознание на три составляющих: сознательное, предсознательное и бессознательное. Последнее обычно — тайна даже для нас самих, которая, однако, легко выходит наружу в так называемых «оговорочках по Фрейду».

Что же касается,личности, то в ней Фрейд выделял три составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. При этом, Ид руководствуется принципом удовольствия, а Эго стремится действовать на основе принципа реальности. Супер-Эго служит источником моральной тревожности и включает в себя такие элементы, как Эго-идеал и совесть (под ней Фрейд подразумевал часть Супер-Эго, которая содержит информацию о недопустимых — с точки зрения родителей, авторитетных людей или общества в целом — моделях поведения, которые обычно приводят к плохим последствиям, наказанию или неприятным ощущениям).

Эго — посредник между требованиями Ид, Супер-Эго и реальностью. Из-за конфликта между этими тремя силами, может возникать тревожность эго. Справиться с этой тревогой Эго помогают защитные механизмы.

Каковы этапы развития личности, по мнению Фрейда?

Фрейд предположил, что личность есть результат процесса, состоящего из определённых этапов психосексуального развития. Он выделял:

  • оральную стадию (доминирует Ид);
  • анальную стадию (происходит формирование Эго);
  • фаллическую стадию (происходит формирование Супер-Эго);
  • латентную стадию (фаза отмечена подавлением сексуальной энергии);
  • генитальную стадию (сексуальная энергия вновь выходит на первый план).

Когда человек «застревает» на определённом этапе развития, происходит так называемая фиксация. В результате характер взрослого человека обладает недостатками, которые характерны для детского возраста.

Во время фаллической стадии развития, источником тревоги могут служить Эдипов комплекс и комплекс Электры. Для них характерно сексуальное влечение к родителям противоположного пола. Когда ребёнок начинает ассоциировать себя с родителем своего пола, эта проблема разрешается.

Кто такие нео-Фрейдисты и чем их теории отличаются от идей Фрейда?

К нео-фрейдистам относят, прежде всего, Карен Хорни, Альфреда Адлера и Эрика Эриксона:

  • Хорни с неодобрением отнеслась к концепции зависти к пенису, разработанной Фрейдом, и представила свою собственную теорию, сосредоточенную на тревожности и невротических потребностях.
  • Адлер разработал теорию, в которой главную роль отводит комплексу неполноценности и жизненному стилю как движущим силам человеческого поведения.
  • Эриксон создал собственную теорию развития личности, которая охватывает всю жизнь человека и основной упор делает на социальные отношения.

Основные термины и определения

Итак, к основным понятиям, введённым Зигмундом Фрейдом относят:

Метки: , , , , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт