Стили привязанности

стили привязанностиИсследования привязанности начались с теории Фрейда о любви, но отцом теории привязанности принято считать другого исследователя. Джон Боулби, посвятив привязанности обширные исследования, охарактеризовал её как «устойчивую психологическую связь между людьми». В дополнение к этому он счёл, что привязанность имела важное значение для эволюции: она помогала в выжить. «Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими [есть] основной элемент человеческой природы» (Боулби, 1988).
Он считал, что для привязанности характерно четыре отличительных особенности:

  • желание быть рядом с людьми, к которым мы привязаны;
  • стремление к объекту привязанности в поисках комфорта и безопасности перед лицом страха или угрозы;
  • привязанность — основа безопасности, благодаря которой ребёнок может исследовать окружающую среду;
  • возникновение тревоги при отсутствии объекта привязанности.

Боулби сделал три ключевых утверждения:

  • Во-первых, он предположил, что когда дети воспитываются с уверенностью, что их первичный опекун будет доступен для них, они менее склонны испытывать страх, по сравнению с теми, кто вырос без этой уверенности.
  • Во-вторых, он считал, что эта уверенность формируется во время критического периода развития, и что ожидания, которые образуются в течение этого периода, как правило, остаются неизменными в течение всей жизни человека.
  • В-третьих, он предположил, что эти ожидания связаны с фактическим опытом. Другими словами, дети ожидают, что их взрослые будут реагировать на их потребности именно потому, что, по их опыту, те реагировали на них в прошлом.

Привязанность в течение жизни

Перед тем как обвинить своих родителей в проблемах с романтическими отношениями, нужно понять, что стили привязанности, сформированные в детстве, не обязательно идентичны тем, что проявляются во взрослой жизни. Проходит много времени, и большую роль начинает играть промежуточный опыт. Дети с тревожно-амбивалентым или избегающим (по теории Мэри Эйсворт) стилем привязанности во взрослой жизни могут проявлять надёный стиль, и наоборот. Частично на стиль привязанности влияет и темперамент.
В своём исследовании Хэйзен и Шейвер обнаружили, что родительский развод, который, казалось бы, не связан с стилем привязанности, является одним факторов, влияющих на взрослые стили привязанности. Ведь роль играют не только отношения детей с родителями, но и отношения родителей друг с другом.
Они также выяснили взаимоотношениях между стилями привязанности и характером романтических отношений во взрослом возрасте. Люди с надёжным стилем, как правило, считают, что любовь вечна. Взрослые с тревожно-амбивалентным стилем часто влюбляются, а с избегающим — считают любовь редкостью и приписывают ей временный характер.
То есть, мы не можем сказать, что стили привязанности в детском возрасте идентичны взрослым стилям романтической привязанности, но исследования показали, что они могут помочь предсказать модель поведения в будущем.

Надёжный стиль

Дети с этим стилем привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают их взрослые, и счастливы, когда те возвращаются. Когда они напуганы, они будут искать утешение именно у взрослых. .несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей с незнакомым людям.
Родители детей с надёжным привязанности, как правило, больше играют со своими детьми. Кроме того, эти родители более оперативно реагируют на потребности своих детей, чем родители детей с избегающим стилем. Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.
Хотя надёжный стиль — нормальное и ожидаемое явление, процесс его формирования, как отметили Хэйзен и Шейвен, происходит не всегда счастливо. Исследователи обнаружили целый ряд различных факторов, которые (либо отсутствие которых) способствуют развитию надёжной привязанности, в частности — отзывчивость матери на потребности своего младенца в течение его первого года жизни. Матери, которые отвечают с задержкой или мешают деятельности ребёночка, как правило, воспитывают менее любознательных детей, которые чаще плачут и чаще испытывают тревогу. У матерей, которые последовательно отвергают или игнорируют потребности своих младенца, дети впоследствии стараются избегать контакта.
Взрослые с надёжным стилем привязанности имеют доверительные и долгосрочные отношения. Таких людей характеризуют высокая самооценка, наслаждение близкими отношениями, стремление к социальной поддержке и способность поделиться чувствами с другими людьми.
В одном исследовании ученые обнаружили, что женщины с этим стилем привязанности чаще настроены положительно по поводу своих романтических отношений, по сравнению с остальными.
Сколько людей считают свой стиль привязанности надёжным? В классическом исследовании Хэйзена и Шейвена (1987) 56% респондентов назвали свой стиль надёжным, в то время как 25% назвали его избегающим и 19% — тревожно-амбивалентным.

Тревожно-амбивалентный стиль

Дети с таким стилем чрезвычайно подозрительны в отношении незнакомых людей. Эти дети страдают в разлуке с родителями, но возвращение родителей их не успокаивает. В некоторых случаях ребенок может пассивно отталкивать родителя, отказываясь от заботы, или открыто проявлять агрессию по отношению.
Согласно Кэссиди и Берлин (1994), тревожно-амбивалентная привязанность встречается сравнительно редко, только от 7 % до 15 % детей в Соединенных Штатах, проявляют этот стиль привязанности. Кэссиди и Берлин также обнаружили, что тревожно-амбивалентная привязанность связана с недоступностью матери. Когда эти дети становятся старше, учителя часто описывают их как прилипчивых и чрезмерной зависимых.
Взрослые с этим стилем часто неохотно сближаются с другими и постоянно беспокоятся, что их партнер не отвечает взаимностью их чувства. Это приводит к частым разрывам — в основном, потому, что чувствуется холод и отдаление в отношениях. Эти люди особенно несчастны после окончания отношений. Кэссиди и Берлин описали патологическую модель поведения (1994): взрослые с амбивалентной привязанность воспринимают маленьких детей как источник безопасности.

Избегающий стиль

Дети с избегающим стилем привязанности стремятся избегать родителей и воспитателей. Это избегание часто особенно заметно после периода разлуки. Эти дети не способны отказаться от внимания родителей, но и не ищут заботы или контакта. Дети с избегающей привязанностью не оказывают предпочтения родителям перед совершенно незнакомым человеком.
Во зрелом возрасте они, как правило, испытывают трудности с интимными и близкими отношений. Эти люди не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются. Они часто избегают близости с помощью отговорки (например, работы) или могут фантазировать о других людях во время секса. Исследования также показали, что взрослые с избегающим стилем приложения более склонны к случайному сексу; они неспособны поддержать партнеров в стрессовых ситуациях, разделить с ними чувства, мысли и эмоции.

Дезорганизованный стиль

Дети с этим стилем привязанность выказывают отсутствие чёткой модели поведения. Их действия и ответы на поведение воспитателей часто непредсказуемы — они могут как избегать контакта, так и оказывать сопротивление. Эти дети часто смущены присутствием взрослого или выказывают опасение.
Мэйн и Соломон (1986) предположили, что фактором, определяющим формирование этого стиля привязанности может быть непоследовательность со стороны родителей. Позже Мэйн и Гессе (1990 ) утверждали, что родители, которые своим поведением вызывающие в ребёнке страх и уверенность: когда ребёнок чувствует одновременно заботу и угрозу со стороны родителей, он начинает путаться.

Метки: , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт