Конфликт личности и социально-психологическое противоречие

Конфликт личности и социально-психологическое противоречиеСтатья повествует о воспитании в личности психологической культуры, в частности о внутриличностном конфликте, его контроле. Также в ней рассказывается об уровнях развития социально-психологического противоречия, четко охарактеризован каждый из этих уровней.

Можно ли научиться психологической культуре, умению использовать потенциальный заряд, заложенный природой в человеке? Да, можно. Но этому нужно учиться с детства, чтобы навыки самоуправления успели ко взрослому периоду перейти в автоматизм, привычку. Если с детства не удалось, работай над своим духовным миром постоянно и усердно, ибо жизнь является ничем иным как борьбой.

Так, представляется возможным определить 3 уровня возникновения и развития социально-психологического противоречия.

Прежде всего, это относительное психологически-социальное равновесие, после которого наступает дисбаланс, «торможение» главных видов деятельности. Последний уровень — это невозможность и неспособность воплотить в жизнь любого рода «стратегические» планы и желания, своеобразный жизненный кризис.

На любом из вышеперечисленных уровней реально завершить бесконечный круг диалектической спирали, полностью и навсегда разрешив противоречие. Данная возможность напрямую зависит от человеческих потребностей, вещей, в которых он нуждается в процессе своей жизнедеятельности. Возможен вариант, когда до второго либо третьего уровня человек так никогда и не доходит, всю собственную жизнь посвятив удовлетворению самых простейших и элементарнейших потребностей, «существуя» согласно простой схеме: поел, теперь можно и отдохнуть, отдохнул, можно и покушать.

Даже конфликт, как это ни парадоксально звучит, возможен лишь при наличии у личности непростого внутреннего мира, необыкновенных людских потребностей и движущих мотивов. А все потому что в процессе развития человека происходит постоянное подтягивание, восстановление соответствия между различными сторонами его жизнедеятельности: с одной стороны, расширяется либо сужается круг навыков, умений, знаний, способов действий и деятельности в целом, то есть происходит изменение операциональной стороны; с другой — происходит видоизменение мотивации (потребностей человека, его целей, интересов, мотивов) в соответствии с желаниями и возможностями личности в значимых для нее сферах жизнедеятельности. Наконец, совершается постоянное формирование смысла жизни, коррекция мотивов и способов деятельности с учетом и под контролем жизненных потребностей, удовлетворение которых для человека имеет первостепенное значение.

Любой вариант малейшего, а тем более значительного несоответствия этих сторон друг другу может вызвать реакцию преодоления, целью которой будет устранение этого несоответствия, перестройка системы жизнедеятельности, нахождение новых путей жизнетворчества. Такая коррекция, подстегивающая мобилизацию сил человека, — довольно частое и необходимое явление в жизни человека, она носит ситуативный характер и не затрагивает, как правило, коренной перестройки основ жизни личности.

А вот третий уровень развития противоречия ставит под удар фундаментальные для человека основы его жизни, сложившиеся принципы, взаимоотношения, привычки, всю систему мотивации, «обслуживавшую» до сих пор регулятивный механизм жизнедеятельности личности. Этот уровень можно обозначить как жизненный кризис — критический уровень становления социально-психологического противоречия, который обострен, как говориться, до предела, той крайней границы, которая определяет внутриличностные резервы личности.

Критическое противоречие может быть и неразрешимым, трагическим. Это может произойти как в силу общественно необходимого характера связи человека и общества (К. Маркс раскрыл суть драмы людей, родившихся «раньше времени»), так и в силу сугубо личностных причин — из-за неспособности человека постичь суть противоречия, с которым он столкнулся, из-за бессилия перед фактами, объяснение которым лежит далеко за пределами внутреннего мира личности. Так, трагедией для сына может быть развод матери с отцом, в процессе которого он теряет не просто ежедневное общение с отцом и мучается жалостью ко всем членам бывшей семьи, но по ряду объективных необъяснимых обстоятельств теряет совсем отца как человека, как друга. Неожиданное поведение отца переходит во внутреннюю трагедию для сына, закрыв наглухо, навсегда одну из самых чувствительных сторон его соприкосновения с миром людей, что непременно отразится на взаимоотношениях его с другими людьми и отразится болезненно, прежде всего, для него самого, а иногда его поведение может стать даже социально опасным.

Одно из основных противоречий жизни современного человека состоит в том, что объем и скорость поступления информации извне нарастают с каждым днем, в связи с чем изменяется качество требований людей друг к другу, общества к личности и личности к обществу, а продолжительность жизни наших современников ненамного увеличилась по сравнению с предыдущими веками. Уплотняется каждый день, каждый час нашей жизни, а человек еще не научился должным образом справляться со шквалом жизни, управлять своими психологическими резервами для наиболее оптимальной реакции на объективно происходящие изменения в мире.

Но противоречивый фон развития жизни человека вовсе не означает, что человеку по его природе вообще свойственно страдать, быть уязвимым, мучиться безысходными проблемами, характеризующимися глобальной, принципиальной неразрешимостью. Такой взгляд на жизнь характерен для представителей так называемой «философии беспочвенности», которые в неразрешенности видят неразрешимость, в противоречивости — непреодолимую антагонистичность. Абсолютизация одной из сторон человеческого существования, точнее, одного из звеньев процесса становления человека как личности (а этот процесс бесконечен), всегда приводит к метафизическим, односторонним заключениям.

Но эта диалектика не означает спонтанности, непроизвольности усилий со стороны индивида. Человеческая жизнь может быть метафизичной, а может и диалектичной (в зависимости от массы объективных и субъективных факторов). Феномен творчества оказывается решающим в вопросе о приоритете диалектического либо метафизического в процессе овладения человеком своей жизнью. В социалистическом обществе значительно сократилось количество объективных факторов, сковывающих развитие и проявление творческого потенциала в жизнеутверждении человека. Поэтому главное внимание следует уделять субъективным моментам развития и разрешению жизненных противоречий.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт