Безусловное положительное отношение в терапии Роджерса

безусловное положительное отношениеБезусловное положительное отношение — термин, используемый психологом-гуманистом Карлом Роджерсом для описания метода, который применяется в его недирективной, или клиент-центрированной терапии. Согласно Роджерсу, безусловное положительное отношение подразумевает демонстрацию полной поддержки и признания человека независимо от того, что этот человек говорит или делает. Терапевт не должен ставить никаких для этого условий.

То есть, врач обязан поддерживать клиента — вне зависимости от того, демонстрирует тот «хорошее» поведение и положительные эмоции или нет. «Это означает заботу о клиенте, однако не покровительственным образом или так, чтобы просто удовлетворить потребности самого терапевта», — пояснил Роджерс в статье (1957), опубликованной в Journal of Consulting Psychology. — «Это означает заботу о клиенте как о самостоятельном человеке, естественно, имеющем собственные чувства и переживания».

Роджерс полагал, что для врача важно показывать безусловное позитивное отношение к своим клиентам. Он также предположил, что люди, которые не встречают такого отношения со стороны окружающих их в жизни людей, в конечном итоге составляют негативное мнение о себе.

«Люди также подпитывают наш рост, предлагая такого рода отношение — предлагая нам то, что Роджерс назвал безусловным положительным отношением», — объясняет Дэвид Г. Майерс в своей книге. — «Это расположение, понимание нашей ценности даже тогда, когда известны наши недостатки. С таким облегчением мы перестаём притворяться, признаёмся в худших наших чувствах — и обнаруживаем, что нас по-прежнему принимают. С по-настоящему хорошим супругом, действительно близкими родственниками или лучшим другом мы можем быть спонтанными, не опасаясь потерять их уважения».

Неужели терапевт способен предложить безусловное позитивное отношение каждому клиенту? Многие предполагают, что ответ будет отрицательным.

Однако, как отмечают Джон и Рита Соммерс-Фланаган, что это терапевт может хотя бы попытаться почувствовать это отношение к своим клиентам. Они добавляют, что такое отношение не подразумевает вседозволенности или одобрения всех форм поведения. Натали Роджерс, дочь Карла Роджерса, позже объяснила: её отец считал приемлемыми любые мысли и чувства, к поведению же это не относилось.

Безусловное положительное отношение — краеугольный камень клиент-центрированной терапии, однако его не всегда легко реализовать на практике. Представьте себе ситуацию, в которой терапевт работает с насильником. В своей книге «Теории консультирования и психотерапии в контексте и на практике» (Counseling and Psychotherapy Theories in Context and Practice), Соммерс-Фланаган дают несколько советов тем, кто на практике столкнулся с такой сложной ситуацией.

Вместо того чтобы сосредоточиться на самом поведении, авторы рекомендуют искать положительное отношение к страданиям и опасениям, которые такое поведение может представлять. «Роджерс твердо верил, что каждый человек родился с потенциалом к развитию положительного, доброжелательного отношения», — пишут они. — «Проводя личностно-ориентированную терапию, вы даёте человеку новый шанс — может быть, его последний шанс — почувствовать, что ему рады, его готовы понять и принять. Ваше отношение может создать условия, необходимые для изменения».

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт