Эпштейн и его методика

Эпштейн и его методикаМарк Эпшейтн, автор «Мысли без Мыслителя: психотерапии с точки зрения Буддизма», проделал долгий путь в развитии своих идей. Он спешно смог создать синтез психоанализа Фрейда и Буддсисткой медитации. Его учение о восприятии «Я-концепции» завораживает.

Много десятилетий назад я попытался найти общее между Западной психологией и Буддизмом, в этом мне помогла книга Алана Уотса «Психотерапия на Востоке и Западе». Моя собственная научная работа как терапевта включила в себя основополагающую Европейскую философию. Тем не менее, до этого самого момента я почему-то не сталкивался с трудом Марка Эпштейна.

Я нахожу его Мысли без Мыслителя: психотерапию с точки зрения Буддизма необходимым дополнением к моей профессиональной работе, к моему собственному развитию, и к моей методике преподавания тайцзицюань (тай-чи). Книга была впервые опубликована в 1995г, а часть ее была напечатана в 1992г в журнале «Трицикл: Буддийский отзыв» под заголовком «Фрейд и доктор Будда: в поисках самоотверженности». Ее издание 2013г является вторым по счету и имеет предисловие, составленное Далай Ламой.

Цель Эпштейна заключалась в создании чего-то нового и в выходе за рамки работ, проделанных такими историческими лицами, как Вильям Джеймс, Алан Уотс, Карл Юнг, Джозеф Кэмпбэл и др., а также в разработке эффективного синтеза клинической психотерапии и интенсивной буддистской медитации. Эпштейн приобретает обширные знания и богатый опыт по психоанализу Фрейда и Буддистской медитации, и ему удается прекрасно совмещать эти два направления.

Эпштейн начинает с обзора Буддистской психологии и Буддистского образа жизни. Модель мышления в Буддизме – это колесо жизни. Во всех нас имеют место «голодные духи» - «слияние гнева и желания», - о которых мы можем думать, как о существах, никогда не получающих ощущение насыщения и удовлетворения. Просветление – не способ бегства от колеса и его «духов» через Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь, но «ясное восприятие себя и целого спектра человеческого опыта». Это устранение чувства нарциссизма, и принятие той идеи, что суть Я, которую мы обычно воспринимаем, иллюзия.

Эпштейн превзошел сам себя в разрушении Четырех истин и Восьмеричного пути к очевидным компонентам и показал, как каждое из данных понятий может функционировать с психотерапией. Конечно, Эпштейн понимает, что Буддизм – это форма глубинной психологии. В начале книги он рассказывает о том, как Вильям Джеймс ранее утверждал, что будущее психологии – за Буддизмом. Несмотря на это, в течение долгого промежутка времени недостаток Фрейдовской заинтересованности в Восточной философии помогал сохранять Западную психологию от засорения принципами Буддизма.

Книга также подробно рассматривает медитацию и поиск истины, или, по крайней мере, твики(щипки, упреки), являющиеся известными буддистскими концепциями. Одним из самых новомодных слов, которые мы сейчас слышим – это «осознанность»; медитация часто предлагается в виде средства по снижению чувства тревожности и депрессивности. Зигмунд Фрейд видел медитацию как «океанический опыт», и его взгляд оказал сильное влияние на то, как медитация стала восприниматься на Западе.

Я слышал, как многие люди говорят, что они пробовали медитацию и попросту бросали это занятие, потому что они никогда не могла полностью очистить свои умы и достичь того блаженного океанического состояния. В Буддизме, как заявляет Эпштейн, «осознанность» начинается с «познания дыхания и тела: оценка временно созданного Я-измерения берет начало от способности обращать внимание на чувственный (организменный) опыт по мере его возникновения. Дословно это достижение своих чувств.

Объяснение Эпштейном метафор пространственного и временного Я помогли мне понять Буддистскую концепцию «не я». Медитация создана для того, чтобы насыщать нас чувством метафоричности нас самих. Она дополняет развитие эго (второго Я) в процессе терапии и являет собой проблему, о которой писал Фрейд, – отсутствие способности психоанализа к созданию сильного эго и достаточная его универсальность для достижения (Фрейдовских) терапевтических целей».

Последняя часть книги посвящена терапии, и в ней описывается метод Фрейда по «запоминанию, повторению и проработке». Эпштейн учит принципам и умело оперирует историями из своего собственного анализа и практики медитации, а также из его многолетнего опыта работы с клиентами, для демонстрации того, как учение Будды неплохо заполняет пробелы традиционной психотерапии.

В частности, Эпштейн часто обращается к концепции «не осуждающего» отвлеченного восприятия. Когда возникают чувства и мысли, вы просто должны обращать внимание на это, не осуждая ни их, ни себя. Это все нечто беспристрастное и открытое. Я обрел отвлеченное восприятие полезным для преодоления психологической и эмоциональной боли, ровно, как и для преодоления физической. Это также метод, который я широко использую для преподавания тай-чи и в спортивной психологии.

Один из принципов тай-чи заключается в том, что вы должны использовать только мышцы, необходимые для вашего движения. Поэтому я говорю людям: обращайте внимание только на ваше тело, когда вы двигаетесь. Не судите, не заставляйте, лишь наблюдайте. Чистое восприятие избавляется от всех критичных разговоров с самим собой, что могут затянуть человека в его пространственное Я. Объяснение Эпштейна и использование данного объяснения в книге великолепны.

Фрейд выдержал много крики на протяжении многих лет деятельности, и классический психоанализ не очень популярен в наши дни. Эпштейн проделывает замечательную работу по объяснению принципов как Фрейдовской, так и Буддистской систем. Он ловко показывает, как буддистская психология может помогать не только традиционному психоанализу, но и любой другой форме психотерапии функционировать лучше для терапевтов и их клиентов. Эта книга также может быть полезной, если вы работаете над развитием своей внимательности, занимаетесь медитационной практикой и надеетесь сдвинуться за пределы ощущения своего Я, к которому вы привязаны, и за пределы страстных желаний, которые заставляют вас испытывать страдания.

Мысли без Мыслителя: психотерапия с точки зрения Буддизма

BasicBooks, исправленное издание, июль, 2013

Мягкая обложка, 272 стр.

$15

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт