В интернет-магазине Poppershop.ru можно купить попперсы с доставкой по Москве и России. Скидка 7% по промокоду ABOUT7. Перейти в каталог.

Клиент-центрированная терапия

client-centered-therapyКлиент-центрированная терапия (также известная как личностно-ориентированная терапия) — это недирективная форма разговорной терапии, которая была разработана гуманистом Карлом Роджерсом в 1940 — 1950-х годах. В настоящее время она является одним из наиболее широко используемых методов в психотерапии.

История клиент-центрированной терапии

Карл Роджерс был одним из самых влиятельных психологов 20-го века. Он считал, что люди имеют тенденцию актуализации, или желание реализовать свой потенциал и стать настолько лучше, насколько это возможно. Изначально Роджерс называл свою технику недирективной терапией. Своей целью он не ставил прямое воздействие, поскольку, в конце концов, понял, что терапевт влияет на клиентов и более тонкими и изящными способами. Он также обнаружил, что клиенты часто ищут в своих терапевтах наставников. Позже техника получила название клиент-центрированной терапии.

Важно отметить, что Роджерс специально использовал термин «клиент», а не «пациент». Он считал, что термин «пациент» предполагает, что человек болен и ищет лекарство. Пользуясь термином «клиент» вместо этого, Роджерс подчеркивал важность личности в поисках помощи, установлении контроля над собственной жизнью и преодолении трудностей.

Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Роджерс полагал, что отношения терапевт-клиент могут привести к улучшению состояния и долгосрочным изменениям в ситуации клиента. Фрейд ориентировался на интерпретацию того, что он считал конфликтом бессознательного, который привёл к неприятностям клиента; Роджерс же полагал, что терапевт должен оставаться недирективным. То есть, он не должен направлять клиента, не должен осуждать его чувства и предлагать готовые решения. Вместо этого, клиент управляет своей жизнью самостоятельно.

Как работает клиент-центрированная терапия?

Специалисты в области психического здоровья, которые применяют этот подход, создают необходимую для исцеления обстановку — атмосферу непредвзятости и чуткости. К ключевым характеристикам клиент-центрированной терапии относят:

  • её недирективность. Терапевты позволяют клиентам вести дискуссию и не пытаются толкать клиента в выбранном ими направлении.
  • безусловное положительное отношение. Врачи демонстрируют своим клиентам полное признание и поддержку.

По мнению Карла Роджерса, работающий в рамках клиент-центрированного подхода терапевт нуждается в трёх ключевых качествах:

  • Искренность. Терапевт должен делиться своими чувствами. Демонстрируя такое поведение, терапевт может помочь клиенту развить это важное качество.
  • Безусловное положительное отношение. Терапевт должен принять клиента таким, какой он есть — независимо от того, с чем клиент сталкивается или что испытывает. Роджерс считал, проблемы у людей появляются зачастую оттого, что ранее они получали лишь условную поддержку — признание, которое возможно только тогда, когда человек соответствует определённым ожиданиям. В созданной терапевтом атмосфере безусловного положительного отношения клиент чувствует себя в состоянии выразить свои эмоции, не опасаясь того, что его оттолкнут. Роджерс объяснял: «Безусловное положительное отношение означает, что терапевт испытывает положительное отношение к тому, кем клиент является на данный момент, именно в это время полезные изменения более вероятны. Оно включает в себя готовность терапевта принять клиента, какие бы чувства его не одолевали в этот самый момент — смущение, обида, страх, гнев, мужество, любовь или гордость… Терапевт по достоинству оценивает клиента в любой ситуации, а не при определённых условиях».
  • Чуткость. Терапевт должен действовать как зеркало — отражая чувства и мысли клиента. Цель заключается в том, чтобы позволить клиенту получить более чёткое представление о его собственных мыслях, ощущениях и эмоциях.

Обладая этими тремя характеристиками, врач может помочь клиентам расти и менять свое поведение самостоятельно. В таких условиях клиент чувствует себя в безопасности, свободным от осуждения. Роджерс полагал, что именно такая атмосфера позволяет клиентам формировать здоровый взгляд на мир и составлять менее искажённое представление о себе.

Клиент-центрированная терапия в популярной культуре

Актёр Боб Ньюхарт изображал терапевта, который применял клиент-центрированный подход к терапии в The Bob Newhart Show, которое транслировалось с 1972 по 1978 год.

Насколько эффективна клиент-центрированная терапия?

Несколько крупномасштабных исследований показали, что три качества, которые Роджерс подчеркнул — искренность, безусловное положительное отношение и чуткость, — оказывают благоприятное влияние на процесс лечения. Тем не менее, некоторые исследования показали, что сами по себе эти факторы не обеспечивают долгосрочных изменений.

Теги: ,


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Яндекс.Метрика