Нейробиологические аспекты лечения травмированных детей и подростков

Нейробиологические аспекты лечения травмированных детей и подростковНовая книга Линды Чепмен – опытного клинического психолога – позволит читателю больше узнать о техниках, позволяющих врачу работать с самыми юными пациентами...

Известно, что больше всего от насилия страдают дети и подростки. Линда Чепмен приводит просто поразительные статистические данные, собранные Фондом защиты детей в 2012 году и центрами контроля и профилактики психических заболеваний в 2006 и 2011 годах. Каждый год огромное число детей и подростков совершают самоубийства, получают травмы и увечья, а также попадают под действие ювенальной юстиции. У некоторых из них формируется отрицательное поведение, некоторые имеют проблемы с поддержанием когнитивного и эмоционального гомеостаза – и лишь немногие из них получают лечение.

В своей книге «Нейробиологические аспекты лечения травмированных детей и подростков» Чапман пишет о создании нейроэволюционной модели арт-терапии с тем, чтобы помочь детям и подросткам, которые постоянно подвергались травмам, насилию или жестокому обращению.

Как поясняет Чепмен, эта модель несколько похожа на предыдущую модель «арт-терапевтического вмешательства Чепмен». Она была разработана для лечения острых травм и облегчает активацию правого полушария головного мозга, для того чтобы «создать невербальное повествование опыта пациента посредством рисования, которое затем может быть переведено в словесную форму».

Модель арт-терапевтического вмешательства состоит из четырёх компонентов:

  1. записывание;
  2. рисование сюжетов;
  3. пересказ по изображениям;
  4. устранение симптомов.

Во время этого процесса терапевт анализирует рисунки клиента и просит его пересказать свою историю. Также она служит для формирования механизма преодоления проблем.

Новая модель работает так же, за исключением лишь того, что травма может быть хронической, а не только лишь острой. Она тоже включает в себя четыре этапа:

  1. фаза самоидентификации;
  2. фаза постановки проблемы;
  3. фаза трансформации;
  4. фаза интеграции.

Чепмен проделала отличную работу, обосновав техники, соответствующие каждому из этих этапов.

В ходе первой фазы клиент должен начать с определения себя, а также научиться относиться к другим, не теряя при этом контроля. Таким образом, он может осознать цель, научиться взаимодействовать с другими людьми в позитивном ключе и отделить себя от прошлого. В конкретных примерах, на которые опиралась Чапман, она использует технику под названием «сенсомоторный акт», для того чтобы определить, влияет ли каким-либо образом физическое развитие клиента на его способности сосредоточиться и учиться в различных условиях.

Цель второго этапа – сбалансировать эмоции. Чепмен предлагает клиенту – в зависимости от его состояния – использовать то, что она называет «структурированными» и «неструктурированными» средствами. Структурированные средства представляют собой карандаши, маркеры, коллажи, в то время как неструктурированные – акварель, глину и различные по размерам кисти. Затем она просит клиента менять каждую минуту средства, цвета и краски. После этого задает вопросы о рисунках, например: «Какого цвета здесь больше всего? Что бы этот цвет мог сказать, будь у него голос? Какая буква наиболее или наименее аккуратно написана?»

Такие вопросы кажутся безопасными, их можно без сомнения задавать пострадавшим детям и подросткам, которые не могут выразиться непосредственно перед терапевтом. Кто-то из них не чувствует себя комфортно, кто-то не в состоянии говорить или вспоминать о травме, кто-то не хочет доверять даже тем, кто может им помочь, а кто-то просто привык выражаться косвенно. Предоставляя ребятам различные средства во время сеанса, Чепмен позволяет им сосредоточиться на рисунках и отвлечься от негативных переживаний.

Следующий этап нацелен на поддержание когнитивного гомеостаза, когнитивное восприятие прошлого и использование моделируемого когнитивного поведения. Чепмен считает эту фазу фазой «переопределения, рекультивации и практики». На этом этапе клиент больше не отрицает проблем с поведением. Он заставляет своё творчество выражать его чувства и мысли – его самого. И, пожалуй, самое главное: пациент начинает свыкаться с мыслью, что его прошлое не контролирует его будущее.

Во время конечного этапа лечения, как пишет Чепмен, клиент может справиться с прошлым и настоящим положительным образом. Терапевт также помогает клиенту разработать систему поддержки (например, найти надёжных друзей и близких) и призывает его распределить все отношения по уровням при помощи различных техник и способов.

Чепмен убедительно пишет о своей модели лечения. Очевидно, она помогает своим клиентам, не осуждая их. Кроме того, она позволяет им самим решать, хотят ли они рисовать, участвовать или говорить о своих проблемах, в то время как она делает внушение.

В своей книге она даёт понять, что возраст клиента имеет важное значение. Она обсуждает различные этапы развития детей и подростков, а также их взаимодействия друг с другом. Объясняя, например, что малыши и дошкольники не могут помнить предыдущий опыт в деталях, они запоминают только наиболее важную информацию; указывая на то, что дети школьного возраста сталкиваются с давлением сверстников, а подростки испытают стремление познать себя и отделиться от родителей.

Стоит отметить, что книга кажется полезной для клинических психологов и врачей. И, к счастью, для тех из нас, кто просто хочет узнать что-то новое о травмах или терапии: она написана таким образом, что её легко понять даже непрофессионалу.

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт