Тимур Гагин, С. Уколов — НЛП-Мастер: Моделирование. Диск Первый

Тимур Гагин, С. Уколов — НЛП-Мастер: Моделирование. Диск Первый
Год выпуска: 2004
Язык: Русский
Автор: Тимур Гагин, С.Уколов
Название: НЛП-Мастер: Моделирование.
Содержание:

  • Модель стратегий TOTE
  • Упражнение «веревочки»
  • Моделирование: объяснение темы
  • Моделирование внутренних процессов


Подробное содержание и методические материалы:

  • Модель стратегий ТОТЕ
  • Стратегия, сфокусированная на решении
  • Операции, Стратегии и Стили жизни.
  • Упражнение на большое моделирование
  • Подходы к моделированию
  • Последовательность моделирования по Дэвиду Гордону
  • Встраивание модели
  • Уолт Дисней: Мечтатель, Реалист, Критик
  • Круги силы (совершенства)
  • Стратегия рационального питания
  • Стратегия реагирования на критику
  • Выбор наркотика
  • Глазами того, кто тебя любит

Модель стратегий ТОТЕ

Модель TOTE: а) триггер-операция-тест-выход или ПДПВ (пуск, действие, проверка, выход).
Впервые сформулировано в "Планы и структуры поведения", опубликованной в 1960 году Джорджем Миллером, Эженом Галантером и Карлом Прибрамом, Т.О.Т.Е. означают триггер, операции, тест и выход, что является последовательностью, базирующейся на компьютерном моделировании.

Суть модели ТОТЕ

Стратегия начинается с триггера, чтобы установить критерии и произвести "подпитку вперед", стандарта для теста.
Стратегия нуждается в операционной фазе цепочке активности репрезентативных систем с целью собирания, организации и модификации информации чтобы получить хорошо определенный результат. Это значит, что операции используются для того, чтобы собирать информацию или обратную связь, из которой может быть построена или модифицирована репрезентация желаемого результата.

Операция - это цепочка репрезентативной и моторной деятельности с целью изменения имеющегося состояния для того, чтобы продвигаться по направлению к желаемому состоянию. Стратегия нуждается в тесте чтобы сравнить/сопоставить по контрасту репрезентацию информации, которая была собрана и организована в течение операционной фазы с репрезентацией результата.
После теста стратегия нуждается в выходе в точке принятия решения, которая определяет следующий шаг. Например, выйти в другую стратегию, выйти и повторить операции, пересмотреть критерии.

Основные элементы ТОТЕ

В итоге стратегия будет функционировать, если у нее имеются следующие моменты:

  1. Триггер, тест, который начинает процесс и несет сквозь него заключительные критерии.
  2. Операции, чтобы изменить имеющееся состояние и сделать его ближе к желаемому состоянию.
  3. Тест, который сравнивает имеющееся состояние с желаемым состоянием, базируясь на предварительных критериях или на критериях на данный случай.
  4. Выход или точку, которая определяет следующий шаг, основанный на конгруэнтности или неконгруэнтности проверочного сравнения.Зная эти требования, мы можем задавать очень специфичные и прямые вопросы. Знание функциональных принадлежностей стратегий позволяет узнавать, когда человек получает ответ на другой вопрос в отличие от того, который он задал.

Моделирование операций ("одноуровневое моделирование"): изучение и передача опыта до мельчайших значимых подробностей.
Когда мы говорим о "значимости", мы имеем в виду, что нас интересуют только те шаги, которые позволят четко получить аналогичный результат. Однако, чтобы выяснить, какие это именно шаги, надо по возможности собрать все, а потом выбрасывать по одному и контролировать процесс: если результат меняется, надо все вернуть, если нет - шаг можно выбросить.

К примеру, стратегия Шерлока Холмса не обязательно опирается на раскуривание трубки. А вот на дедуктивные шаги - обязательно.

Каждый шаг должен быть доведен до состояния сенсорной очевидности: не "получить чувство легкости", а "напрячь мышцы ягодиц, выпрямить спину, резко выдохнуть и встряхнуть головой" :.
Обращаем внимание на "тест" - как человек узнает, что операция достигла цели: здесь часто упоминаются внутренние состояния, закодированные в субмодальностях. Нужно расщифровать из внутренних субмодальностей в сенсорно очевидный для других опыт, а потом этот опыт перекодировать в собственные субмодальности (чтобы достичь "интуитивного" знания, еще до осознания - в процессе собственного выполнения).

Демонстрация.
Обращаем внимание на разницу моделирования внешнего и внутреннего плана: моделирование плана внешнего - это последовательность ДЕЙСТВИЙ, а внутреннего - МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. То есть если мы моделируем, как именно человек вспоминает, думает или фантазирует, то мы выясняем (с опорой на глазодвигательные паттерны и расспросы о субмодальностях), в какой последовательности происходит доступ к опыту и ресурсам:
В (воспоминание) - В (конструирование) - К - А (внутренняя речь), к примеру. То есть мы хотим узнать, как человек реагирует на просьбу: "Представь себе какую-нибудь приятную ситуацию. Что ты чувствуешь?" Человек (это частный случай!) сначала вспоминает прошлый опыт приятных ситуаций в визуальном канале, потом в этом же канале представляет нечто, потом на кинестетическом уровне проверяет, есть ли ощущение "приятно", потом формулирует ответ на вопрос "что чувствуешь?".

Упражнение
В тройках: двое на одного. Моделируем, как человек приходит в хорошее настроение. Или - как запоминает то, что хочет запомнить (последовательность букв и цифр, к примеру Д1225ЖЭ325Я). То есть именно: КАК это у него получается. Проверяем, то есть просим воспроизвести всю последовательность и контролируем получение результата.
А заодно калибруем и выясняем детали, которые человек воспроизводит, но не говорит (потому что часто сам не отдает себе в них отчет).
И - пробуем на себе. Работает? Отлично. Только без отсебятины, пробуем именно снятую модель. А что можно выбросить? А второй "модельер" тоже может это выбросить? Если нет - шаг нужен, если может - нужен ли шаг?
Обсуждение.
Стратегия
- как выявление последовательности достижения промежуточных результатов на пути к основному результату: "многоуровневое моделирование": стратегия как совокупность подстратегий, в которые в свою очередь входят одноуровневые модели.

Стратегия состоит из последовательности моделируемых операций. Основная суть моделирования стратегии - в изучении последовательности достижения результатов и (!) критериев достижения каждого промежуточного результата. То есть нам важно выделить все значимые промежуточные цели, их последовательность и то, как "объект" узнает (точно!), что он достиг промежуточного результата и может переходить к следующему. Если стратегия включает точки выбора, нам очень важды критерии, по которым осуществляется каждый выбор.
А каждый промежуточный результат моделируется как операция или как своего рода "подстратегия".

Веселая демонстрация снятия двухуровневой стратегии (вряд ли надо лезть глубже) до стадии хотя бы теоретической воспроизводимости :.
Можно дать полную демонстрацию, но это займет часы.
Внимание к сенсорно-очевидным признакам успешного прохождения каждого шага, каждой операции в целом и всей стратегии.

Комментируем:

Процедура "снятия стратегии"

1. Приведите себя в активное состояние отличного самочувствия "здесь и сейчас".
2. Создайте раппорт с субъектом и установите фрейм (о чем речь).
3. Определите специфику. Попросите партнера вернуться назад и быть там. Ассоциируйте вместо того, чтобы вспоминать. Удостоверьтесь, что субъект полностью ассоциирован, находится в интенсивном и конгруэнтном состоянии, и затем заякорьте состояние. Используйте якоря, чтобы придерживаться последовательности.
4. Проверьте все! Используйте все ключи доступа: движение глаз, предикаты, дыхание, тональные изменения, жесты рук и т.д. Говорите в настоящем времени.
5. Задайте базовые вопросы:
"Как Вы (решаете, знаете, думаете и т.д.) и затем...?" "Что происходит первым, или что происходит перед X?" "Что происходит следующим?", "Что происходит сразу после X?" "Как Вы знаете, что Вы закончили?"
6. Часто легче всего отследить обратно, чтобы достичь следующего шага. Удостоверьтесь, что Вы поймали логическую последовательность. Заметьте петли или неправильную последовательность шагов.
7. Поставьте специфические якоря, чтобы помочь клиенту в доступе к состояниям, если необходимо. Будьте особенно внимательны к ударным словам или аудиальному подчеркиванию.
8. Удостоверьтесь, что Вы получили важные компоненты, ключевые участки стратегии, необходимые для начала, середины и конца.
9. Выявите, но не вставляйте! Используйте неспецифические предикаты, давайте более, чем один выбор, используйте контраст или противоположные примеры.
10. Все время наблюдайте и проверяйте, отвечает ли субъект на вопрос, который Вы задаете. Если субъект застревает, Вы можете пойти обратно через те шаги, которые Вы уже выявили как помогающие человеку вернуться в ситуацию. Вернитесь обратно и выявите субмодальности, если это возможно.
11. Запишите то, что Вы получили. Используйте как можно больше деталей. Проверьте свою работу.

Вопросы для определения законченности работы
1. Знаете ли Вы точно, с какой точки начинается стратегия, другими словами, что есть первый триггер или тест, который запускает стратегию?
2. Есть ли у Вас все шаги, которые, по Вашему мнению, составляют операционную фазу?
3. Есть ли в этой стратегии логический смысл? Будет ли эта операция работать, чтобы выполнить это задание? Можете ли Вы поручиться, что каждый шаг необходим, если нет, знаете ли Вы, какие шаги лишние? Знаете ли Вы, почему они не необходимы? Можете ли Вы предположить какие-либо шаги, которые должны здесь быть, но на которые Вы еще не указывали?
4. Знаете ли Вы, что такое второй тест, что он значит для этой стратегии и как он работает, чтобы сделать стратегию эффективной?
5. Можете ли Вы начертить карту этой стратегии так, чтобы Вы знали шаг за шагом, как она продвигается от начала и до конца? Можете ли Вы написать последовательность так, чтобы она для Вас была понятна?
6. Знаете ли Вы важные субмодальности, в частности, знаете ли Вы критические субмодальности на каждом шаге стратегии?
7. Знаете ли Вы, какие изменения в субмодальностях заставляют стратегию продвигаться от одного шага к другому? Как работает каждый порог?
8. Можете ли Вы пройти через эту стратегию и заставить ее работать для Вас так же хорошо или еще лучше, чем для ее изобретателя? Это обычно хорошая проверка Вашей логики.
9. Базируясь на ответах на эти вопросы, чувствуете ли Вы необходимость спросить автора стратегии продемонстрировать стратегию еще несколько раз?

Стратегия, сфокусированная на решении

Общие предположения

1. Изменение неизбежно и происходит постоянно.
2. Источники и направления изменений многообразны.
3. Большие изменения начинаются с малых.
4. Создание нового образа жизни более эффективно, чем изменение старого.
5. Все в этой жизни взаимосвязано и взаимозависимо.
6. У клиента есть ресурсы построить собственные решения.
Основная философия
1. Не исправляй то, что работает.
2. Используй снова то, что работало однажды.
3. Не используй снова то, что не работает. Делай что-нибудь другое.

Признаки хорошо сформированной цели

1. Значима для клиента.
2. Описана в чувственных (VAK) терминах.
3. Скорее мала, чем велика.
4. Сформулирована позитивно.
Примеры на тему "делай что-нибудь другое"
1. Представь себе, что чудо произошло, и отметь, в чем разница.
2. Проследи за тем, что ты хочешь продолжить в своей ...
3. Проследи за тем, что ты будешь делать, когда преодолеешь ...
4. Принципы - не останавливать проблемы, а указывать направления, ведущие к их разрешению.

Рецидивы и отступления

1. Как можно было суметь остановиться?
2. В чем отличие этого рецидива от предыдущего?
3. Что Вы узнали о себе из этого рецидива?
4. Как Вы используете эту информацию на практике?
5. Что еще Вам нужно сделать?

На повторной сессии и вне ее

1. Важно помнить: настойчивость, постоянная работа над собой, фиксация убеждений.
2. Что стало лучше?
3. Что говорит вам, что Вам лучше?
4. Как это соотносится с тем, что привело Вас сюда?
5. Что еще нужно, чтобы произошло? Насколько Вы уверены, что Вы можете продолжать? (соизмеряющий вопрос)

Операции, Стратегии и Стили жизни.

Модели операций относятся к микростратегиям.
Модели собственно стратегий относятся к макростратегиями.
Модели, включающие моделирование на основе метапрограмм, убеждений, ценностей, на каждом из логических уровней относятся к жизненным стилям.

Упражнение на большое моделирование

Предлагается как задание к следующей сессии (части семинара):

  • " Провести полное моделирование на всех уровнях до получения законченной мета-стратегии и входящих стратегий успешного в своей области человека:
    какие убеждения, ценности, метапрограммы, знания и навыки на логических уровнях позволяют ему добиваться именно этих результатов.
  • " Провести вычитание лишних шагов.
  • " Провести хотя бы раз и быть готовым к демонстрации перед группой и тренером обучение другого человека полученной модели.

Подходы к моделированию

- Микро-стратегии: глазодвигательные паттерны, субмодальности, BAGEL, ROLE и т.д. (Стратегии принятия решения, мотивации, памяти, обучения, творчества и определения реальности).

- Макро-стратегии: TOTE;

- Мета-стратегии (стратегии стратегий);

- Моделирование по логическим уровням (окружение-констекст, поведение-операции, способности-стратегии, убеждения и ценности, идентичность, миссия);

- Целостное моделирование:
Имплицитное-эксплицитное-вычитание.
Возможности Нового кода.

Последовательность моделирования по Дэвиду Гордону

Схема 1
Схема 1
Схема 2
Схема 2
Схема 3
Схема 3
Схема 4
Схема 4

Встраивание модели

Репетиция
Этот шаг помогает по-новому построить "историю" реагирования.Попросите человека "прокрутить" старую ситуацию и открыть, насколько по-другому все могло бы быть с использованием этой новой последовательности. Попросите описать эти различия.Сделайте это на примере 3-х различных ситуаций из прошлого.Сделайте необходимые дополнения и поправки - с тем, чтобы модель
новой последовательности функционировала эффективно. Убедитесь, что это для них "работает".
Вариант Плана
Этот шаг служит подготовкой к работе с теми трудностями и новыми обстоятельствами, которые всегда может преподнести жизнь."Что может осложнить поддержание этой новой последовательности?"
"И что тогда вы с этим будете делать?" Попытайтесь обнаружить то, как человек будет встречать каждую из трудностей. Если вы видите трудности, которые он (она) не замечают, спросите, как они с ними собираются справиться."Прокрутите" примеры, которые у него (нее) возникли - а также те ситуации, которые вам кажутся здесь важными.Сделайте необходимые дополнения и поправки - с тем, чтобы модель
новой последовательности функционировала эффективно. Убедитесь, что это для них "работает".
Подстройка К Будущему
Этот шаг призван связать модель новой последовательности с тем контекстом, в котором (где и когда) будет необходимо ее использовать. Попросите человека представить ситуацию в будущем, в которой ему понадобиться эта новая последовательность. Выясните, как он (она) поведет себя в этой ситуации. Повторите это с двумя другими ситуациями в будущем. Сделайте необходимые дополнения и поправки - с тем, чтобы модель новой последовательности функционировала эффективно. Убедитесь, что это для них "работает".

Уолт Дисней: Мечтатель, Реалист, Критик (стратегия продуктивного творчества)

Дисней использовал три различных позиции: Мечтателя, Реалиста и Критика. Работавшие с ним люди знали об этих трех позициях, но никогда не знали заранее, в какой из трех он появится на встрече. Он, вероятно, уравновешивал совещание, добавляя ту позицию, которая была плохо представлена.

Вот стратегия, которую вы можете использовать формально:

1. Выберите программу, которой вы собираетесь заняться, она может быть настолько трудной, насколько вы хотите. Не думайте пока о ней. Подберите три места перед собой, в которые вы можете вступить. Одно для вашего Мечтателя, одно для Критика и одно для вашего Реалиста.

2. Подумайте о том времени, когда вы на самом деле были креативны, когда ваш Мечтатель действительно создал нечто творческое. Войдите в расположенную перед вами позицию Мечтателя и переживите то время.

Вы закрепили свои ресурсы и стратегию Мечтателя на этом месте.
Если вам трудно найти доступ к креативному референтному опыту, то найдите метафору для той проблемы, которая помогла бы вам мыслить креативно Или же вы можете смоделировать того человека, которого вы знаете как креативного Мечтателя. Прежде чем возвращаться к процессу, пойдите и спросите его, как он вводит себя в такое состояние.

Возможно, вам будет необходимо разбить проблему на более управляемые куски. Не пытайтесь думать реалистично, это будет позже. Не редактируйте и не оценивайте. Вы даже можете отвлечь свое сознание прослушиванием музыки или выполнением каких-нибудь физических действий. Когда вы намечтались всласть, выйдите обратно в метапозицию.

3. Подумайте о том времени, когда вы были предусмотрительны и реалистичны относительно некоторого плана - вашего или чьего-то еще. То время, когда вы приводили какой-нибудь план в действие изящным и эффективным способом. Если у вас возникли трудности, подумайте о человеке, которого вы смогли бы моделировать.

Либо спросите, что он думает относительно приведения плана в действие, либо прикиньтесь им. "Если бы я был X, как бы я приводил план в действие?" Действуйте так, как будто вы и есть Х
Когда вы будете готовы, перейдите в позицию Реалиста
На этом месте вы заякорили свои ресурсы и состояние реалиста.
Когда вы закончите переживать свои опыт реалиста, вернитесь в метапозицию.

4. Наконец, оценка. Критик. Вспомните то время, когда вы критиковали какой-нибудь план конструктивным способом, видели как слабость, так и силу, выявляли проблемы. Это мог быть один из ваших собственных проектов или проект коллеги. Опять же, если это трудно, моделируйте известного вам хорошего критика. Когда у вас будет референтный опыт, перейдите на третье место, определенное вами, и переживите опыт. Когда закончите, выйдите.

То, что вы сделали, - это якорение Мечтателя, Критика и Реалиста в трех различных местах. Вы можете использовать три места в своем рабочем кабинете или даже три отдельные комнаты. Возможно, вы обнаружите, что переход в одну позицию оказывается для вас более легким, чем переход в другие. Вы могли бы сделать некоторые заключения относительно тех планов, которые вы реализуете. Каждая из этих позиций сама по себе фактически является стратегией. Данная стратегия творчества является суперстратегией, включающей в себя три отдельные стратегии.

5. Возьмите проблему или результат, с которым вы хотите поработать. Встаньте на место Мечтателя и дайте свободу своим мыслям. Мечтатель не обязан быть Реалистом. Мечты обычно представлены картинками, и ваш мечтатель, вероятно, использует визуально сконструированные представления. Небо -это ограничение. Не позволяйте реальности давить на ваши мысли.

Мегамозговой штурм. Что бы вы сделали, если бы точно не могли потерпеть неудачу? Мечтателя можно было бы выразить одной фразой: "Интересно, что будет, если..." Когда вы закончите, вернитесь в метапозицию. Что бы вам ни говорили в школе, мечтание может быть полезным, креативным и приятным времяпрепровождением.

6. Войдите в позицию Реалиста и подумайте о плане, о котором вы только что мечтали. Упорядочьте свои идеи. Как их можно реализовать на практике? Что следует изменить, чтобы сделать их более реалистичными? Когда вы будете удовлетворены ответом на эти вопросы, вернитесь снова в метапозицию. Фраза для реалиста: "Как я могу это реализовать?" Ваш Реалист - по преимуществу кинестетик, "человек действия".

7. Далее, войдите в позицию Критика и проверьте и оцените свой план. Может быть, что-то упущено? Если этот план требует сотрудничества с другими людьми, то что они найдут в нем
для себя? Что вы сами получите из его реализации? Это интересно? Каковы неожиданные результаты и компенсация? Критик спрашивает: "Что упущено? Что это мне даст?" Оказывается, Критик более оперирует внутренним диалогом.

8. Снова войдите в позицию Мечтателя и внесите в план творческие изменения, учитывая то, чему вы научились у критика и реалиста. Продолжайте переходить из позиции в позицию до тех пор, пока ваш план не будет конгруэнтно устраивать каждого из них. В каждой позиции у вас будут свои, отличающиеся от других физиология и неврология, поэтому убедитесь в том, что результат не изменяется от одной позиции к другой.

Чтобы убедиться, что критика является более конструктивной, чем деструктивной, помните, что Критик не более реалистичен, чем Мечтатель. Это просто другой способ размышления о возможностях. Критик не должен критиковать Мечтателя или Реалиста. Критик должен критиковать план. Некоторые люди начинают критиковать себя и испытывать неприятные ощущения вместо того, чтобы использовать критику как полезную обратную связь относительно своего плана. Иногда Критик появляется слишком рано и разносит в пух и прах мечту.

Уолт Дисней: Мечтатель, Реалист, Критик (стратегия продуктивного творчества)

Некоторые люди используют эту стратегию естественным образом. У них есть специальная комната или место, где они думают креативно, - якорь для их мечтаний. Существует другое место для практического планирования, и есть еще место для оценивания критики. Когда эти три способа мышления четко разделены в пространстве, каждый может делать то, что у него получается наилучшим образом, без помех. Лишь в том случае, когда окончательная идея начинает работать на каждом месте в отдельности, они готовы к действию.
В конце этого процесса, вполне возможно, вы получите план, который не будет встречать сопротивления. Вопрос уже будет не в том. "буду ли я делать это".

Он будет звучать по-другому: "Я должен это сделать. Что бы я мог еще сделать?"

Все три первичные репрезентативные системы включены; таким образом, задействованы все каналы восприятия информации. Мечтатель чаще использует визуальный канал, реалист - кинестетический, а критик - аудиальный. Должен существовать выход из стратегии на тот случай, если процесс превращается в замкнутый цикл или уходит в никуда. Здесь у вас есть метапозиция. чтобы контролировать процесс в целом и ограничивать его во времени.

Круги силы (совершенства)

Стратегия самостоятельного создания ресурса/состояния.
Демонстрация на добровольце:
1. Какого качества не хватает?
2. В каких именно ситуациях? (ХСРим).
3. Создаем-визуализируем образ качества: выбираем место, представляем характеристики (как выглядит, слышится, ощущается: ВАК-описание. Собираем субмодальности.)
4. Вводим клиента.
5. Как ощущения? Все устраивает? Если нет, выходим, доделываем и входим снова.
6. Что изменилось?
7. Как будем вызывать при необходимости?

Стратегия рационального питания

1. Выберите место и время, где вы могли бы спокойно расслабиться в течение 20 мин.

2. Подумайте о том, что дает вам знать, что пора есть. Может быть вы видите пищу? Может быть кто-то сказал: "Пора есть?" Может быть вы посмотрели на часы и поняли, что наступило время ленча? Может быть вы голодны? Вы можете представить, что вы садитесь за стол, заставленный различными блюдами, или заглядываете в холодильник, или просматриваете меню.

3. Теперь обратите внимание на то, что вы чувствуете при этом в желудке. Обратите внимание на качество того, что вы ощущаете в данный момент. Вы проверяете не то, голодны вы или сыты, а то, что в целом чувствует ваш желудок. При этом состояние желудка будет зависеть от того, что вы ели накануне, напряжены вы или расслаблены и т.д.

4. Спросите себя: "Что будет чувствовать себя хорошо в моем желудке в данный момент?" Совсем необязательно произносить этот вопрос вслух, достаточно лишь услышать его внутри себя.

5. Затем подумайте об одном доступном блюде. Вы можете представить бутерброд, тарелку овощного супа или салат.

6. Теперь представьте, что вы едите то, что выбрали. Если вы подумали о бутерброде, то немедленно почувствуйте во рту его вкус. Затем обратите внимание на то, что вы чувствуете, когда бутерброд опускается к вам в желудок. Вы можете ощутить, как бутерброд будет чувствовать себя у вас желудке и как весь ваш организм будет реагировать на это в течение следующих часов.

7. А теперь сравните это ощущение с тем, что вы чувствуете в желудке прежде чем съели что-либо. Какое чувство вам кажется более приятным? Будете ли вы чувствовать себя лучше, если 'съедите этот бутерброд, или вы предпочтете лучше ничего не есть? Если ваш ответ будет положительным, держите бутерброд как одну из возможностей выбора. Если ответ будет отрицательным, исключите данную возможность. Обратите внимание, что ваше решение базируется на том, что принесет вам наибольшее удовольствие в течение длительного времени. Совсем необязательно есть то, что испортит вам весь оставшийся день.

8. Теперь представьте другое возможное блюдо. Может быть, вам захочется съесть салат.

9. Сейчас вам предстоит понять, действительно ли вам хочется съесть это. Представьте, что вы едите салат, почувствуйте, как он опускается к вам в желудок. Почувствуйте его присутствие желудке в течение нескольких часов. Что вы при этом испытываете?

10. Сравните ваши ощущения на этапе 9 с тем, что вы ощутили на этапе 7. Какое чувство вам кажется более приятным? Какой выбор позволяет вам чувствовать себя лучше? Держите в уме то блюдо, которое доставляет вам наиболее приятные ощущения.

11. Повторите тот же самый процесс (этапы 8, 9 и 10) еще с несколькими возможными блюдами. Каждый раз держите в уме то блюдо, которое доставляет вам наиболее приятные ощущения в течение длительного времени.

12. Когда вы сочтете, что рассмотрели достаточно блюд, обратите внимание на то, какое из блюд доставило вам наиболее приятные ощущения. Теперь представьте, что вы съедаете это блюдо и получаете удовольствие от съеденного, чувствуя себя при этом хорошо в течение длительного периода времени.

Стратегия реагирования на критику

1. Создайте диссоциированное состояние. Сделайте то, что необходимо для поддержания диссоциации. Клиент можете увидеть себя на таком расстоянии, на каком ему захочется; или в черно-белом изображении; или может поместить перед собой плексигласовый барьер. Убедитесь, что клиент диссоциирован.

2. Диссоциируйтесь от критики. Предложите клиенту увидеть своего двойника, умеющим диссоциироваться от критики различными способами. Один заключается в том, чтобы клиент, который там, увидел себя критикуемым. Другой способ - напечатать слова критики в пространстве на расстоянии вытянутой руки;
или он может выйти из своего тела и увидеть себя в момент, когда его критикуют. Если одной простой диссоциации недостаточно, чтобы поддерживать двойника клиента в ресурсном состоянии, попробуйте использовать какие-либо другие вспомогательные субмодальные сдвиги. Пусть двойник сделает диссоциированную картину того, как его критикуют, меньше, дальше от себя, прозрачной, более туманной или проделайте любой другой субмодальный сдвиг, который в нужной степени уменьшил бы его реакцию.

3. Создайте диссоциированную репрезентацию содержания критики. "Наблюдайте за клиентом, как он создает фильм о том, что говорит критикующий его человек". И вновь, двойник клиента может сделать эту репрезентацию меньше и дальше от себя, для того, чтобы поддержать себя в ресурсном состоянии.
Прежде чем вы сможете оценить критику, вам надо ПОНЯТЬ ее. Что этот человек имеет в виду? Пусть двойник соберет необходимую информацию, пока он не сможет создать ясную и детальную репрезентацию критики во всех основных системах восприятия.

4. Оцените критику, собирая по мере необходимости информацию. Самый простой и прямой способ сделать это состоит в том, чтобы предложить двойнику вновь прокрутить фильм своих собственных воспоминаний о событии и сравнить его с фильмом критики. Он также может прокрутить фильмы события с разных точек зрения, включая точку зрения критика, наблюдателя или другого значимого человека. Если он получит замечание от других наблюдателей, они могут быть также полезны для оценки того, содержит или не содержит критика достоверную, полезную информацию.

Если, когда он это делает, между воспоминанием и критикой имеется полное несовпадение - возможно, ей понадобится вернуться к Шагу 2 и собрать больше информации о критическом замечании.

Если после повторного сбора информации остается полное несовпадение, то, может быть, для него самое время заключить, что он просто не согласен с критикой.

Когда эти две репрезентации соответствуют - это эквивалентно утверждению, что критика является точной обратной связью, о которой ей полезно знать.

5. Примите решение об ответной реакции. "Наблюдайте за клиентом, в то время как он решает, что он хочет сделать". "Наблюдайте за двойником в то время, как он осуществляет выбранную им реакцию".

6. Обдумайте изменение будущего поведения. "Спросите двойника, который находится там: "Хочешь ли ты использовать информацию, полученную из критики, чтобы в будущем действовать по-другому? " Если ответ будет положительным, то понаблюдайте, как двойник выбирает новый(-ые) способ(-ы) поведения и синхронизирует новое поведение с будущим.

7. Повторение. Полезно повторить стратегию два или три раза. Каждый повтор должен задействовать один или больше из основных необязательных элементов стратегии, которые не были использованы в предыдущих повторах. Например, если критика в первом примере была детализированной и конкретной, то последующая критика должна быть столь неопределенной, чтобы клиенту понадобилось собирать информацию для создания репрезентации этой критики.

Основные необязательные элементы таковы:

а. Сбор информации, когда критика является неопределенной,

б. Совпадение или несовпадение при сравнении репрезентации критики с вашей собственной репрезентацией того же события.

в. Принятие решения о реакции в сиюминутной ситуации.

г. Использование информации, содержащейся в критике, чтобы избрать и синхронизировать с будущим новое поведение.

Обычно около трех повторений бывает достаточно, чтобы вмонтировать новую стратегию. Когда вам кажется, что стратегия вмонтирована, вы можете провести проверку. Спросите двойника, понимает ли он этот метод реагирования на критику достаточно хорошо, чтобы использовать его автоматически любой момент будущего, когда он подвергнется критике. Если последует ответ "Нет" Определите, что конкретно он не понимает и зафиксируйте это, или понаблюдайте, как он проделает ту же последовательность еще несколько раз.

8. Ассоциируйтесь с двойником, который обучился этой стратегии. Повторите стратегию ассоциированно.
Выбор наркотика
Этот мощный способ быстро и полно вновь испытать наркотическое состояние или состояние воздействия определенного лекарства был впервые развит Эдом Ризом и затем модифицирован Ричардом Бендлером. Коннира и Стив Андреасы добавили раздел о перепроектировании состояний.
В данном случае мы рассматриваем эту технику еще и как стратегию вхождения в знакомое состояние.
В транс, например.

Вхождение в состояние

Используя память о приятном опыте с любым химическим веществом, проделайте следующие шаги:
1. Кинестетическая последовательность. Выявите (и составьте список) минимально из пяти стадий кинестетических изменений, которые происходят, когда наркотик оказывает на Вас действие и Вы входите в наркотическое состояние. Заметьте самое первое ощущение, которое у Вас появляется как часть этого состояния, и сумейте определить специфические качества этого чувства, где точно оно начинается и какие поэтапные изменения происходят, когда состояние прогрессирует. До некоторой степени разделение кинестетических изменений на пять или более стадий произвольно. Важно лишь заметить кинестетические ощущения и последовательность в деталях, чтобы Вы могли воссоздать их (и как результат наркотическое состояние) по своей воле. Если Вы определили "сначала моя голова чувствует тепло", Вы можете спросить "где в моей голове впервые появляется это тепло?" и "что происходит дальше?", чтобы получить более детализированную последовательность.
2. Другие субмодальности. Пройдите через кинестетическую субмодальность снова, идентифицируя и составляя список визуальных или аудиальных субмодальностей, которые меняются с каждой из кинестетических стадий, которые Вы предварительно занесли в список.
Перепроектирование. Попробуйте утвердить индивидуальные субмодальности или последовательность изменений, чтобы выяснить, как Вы можете интенсифицировать или улучшить наркотическое состояние. Теперь можете ли Вы воссоздать этот опыт даже лучше, чем оригинальный?
3. Закрепите, прибавьте или изымите субмодальности в последовательности.
4. Измените порядок последовательности.
5. Сожмите последовательность так, чтобы она протекала быстрее.
Теперь обсудите результаты, особенно с теми, кто принимал то же самое химическое вещество. Часто, даже если оба примера - это примеры переживания одного и того же наркотика, они весьма различные, чем подтверждают идею о широкой вариативности в субъективном опыте, который имеют разные люди. Любопытно также выяснить измененное состояние кого-то другого, используя эти описания как инструкции.
Глазами того, кто тебя любит
1. Попросите клиента найти кого-то, кто, как он знает, любит его (ее). Если такого человека не обнаруживается в данное время, сориентируйте его на время прошлое, когда был кто-то, кто, как клиент уверен, любил его. Если клиент утверждает, что такого не было, помогите ему создать такого человека, обратив внимание на то, чтобы это был образ ценного для клиента человека.
2. Поставьте клиента в положение, когда он смотрит через стекло на того, кто его любит.
3. Предложите клиенту описать для себя существенные характеристики, значительные и мелкие, которые делают этого человека особенным для клиента.
4. Предложите клиенту выплыть из своего тела и войти в тело человека, который его любит, поставьте якорь.
5. Предложите клиенту описать, что он любит в человеке, которого он видит. Усильте это особое состояние восприятия соответствующими вербальными паттернами ("глазами любящего"). Направьте их внимание на те аспекты себя, на которые они не обращают внимание.
Верните клиента в собственное тело, предложив взять с собой то, что наиболее ценно, а именно ощущение себя любимым и заслуживающим любви.


Тимур Гагин, С.Уколов – НЛП-Мастер: Моделирование. Диск Первый


Тимур Гагин, С.Уколов – НЛП-Мастер: Моделирование. Диск Второй.


Тимур Гагин, С.Уколов – НЛП-Мастер: Моделирование. Диск Третий


Тимур Гагин, С.Уколов – НЛП-Мастер: Моделирование. Диск Четвертый

Метки: , , , , , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт

Комментарии (7)

  • Avatar

    Lucky

    |

    обнови пожалуйста третью ссылку, пишет файла не существует…

  • Avatar

    Lucky

    |

    спасибо)

  • Avatar

    Olga

    |

    нет ссылок((игра открывается, только в 3 части есть ссылка, обновите плиз.или может я что то не понимаю,как скачать?((

  • Avatar

    Хумам

    |

    обновлю в ближайшее время

Комментирование закрыто