Что такое постоянство объектов?

пиаже постоянство объектовТермин «постоянство объектов» используется для описания способности ребенка понимать, что объекты продолжают существовать, даже если они больше не попадают в поле его восприятия.

Если вы когда-нибудь играли в игру «ку-ку» с очень маленьким ребенком, то, наверное, понимаете, как это работает. Когда объект скрывается от их глаз, дети до определенного возраста расстраиваются, думая, что он исчез насовсем. Это происходит потому, что они слишком малы, чтобы понять, что объект продолжает существовать, даже если они не могут его видеть.

Постоянство объектов и теория Пиаже

Понятие постоянства объектов играет одну из главных ролей в теории когнитивного развития, созданного Ж.Пиаже. На стадии сенсомоторного развития (период, который длится от рождения до двухлетнего возраста), по мнению Пиаже, дети познают мир только через восприятие, при помощи прикосновений, зрения, слуха, вкусовых ощущений и движений.

В раннем возрасте дети крайне эгоцентричны. Они не имеют ни малейшего понятия о том, что мир существует отдельно от их точки зрения и опыта. Чтобы понять, что объекты продолжают существовать, даже когда их не видно, дети должны сначала сформировать о них представление как о чем-то автономном.

Пиаже назвал эти мысленные образы схемами. Схема представляет собой категорию знания о чем-либо в мире. Например, у ребёнка может иметься схема для пищи (в раннем возрасте это либо бутылка, либо мамина грудь). По мере того как ребёнок становится старше и получает больше опыта, будут появляться новые схемы, а старые — становиться все более сложными.

Как развивается способность к восприятию объектов как постоянных?

Согласно теории Пиаже, в стадии сенсомоторного развития можно выделить шесть подэтапов.

  • От рождения до одного месяца:рефлексы. В первое время рефлексы (или первичные круговые реакции, по мнению Пиаже) являются основным инструментом познания мира.
  • От месяца до четырех: разработка новых схем. Позже рефлексы приводят к формированию схем. Ребёнок может случайно пососать большой палец и понять, что это приятно. Затем он будет повторять это действие именно потому, что получает от этого удовольствие.
  • От четырех до восьми месяцев: осознанные действия. В этом возрасте дети начинают уделять значительно больше внимания миру вокруг них. И даже осознанно реагировать на все происходящее. Пиаже назвал это явление вторичными круговыми реакциями.
  • От восьми месяцев до года: большое исследование. В этот период действия ребёнка становятся гораздо более осознанными. Дети начинают трясти игрушки, чтобы те издавали звуки; их реакция на явления окружающей среды становится все более скоординированной.
  • От года до полутора лет: метод проб и ошибок. На этой стадии проявляются третичные круговые реакции. Малыши начинают действовать методом проб и ошибок, своим поведением специально стараются привлечь внимание других.
  • От полутора до двух лет: формируется осознание постоянства объектов. Пиаже считал, что в возрасте от 18 до 24 месяцев формируется образное мышление. В этот момент у детей появляется способность формировать ментальные образы объектов. И поскольку теперь они могут представить себе вещи, которые нельзя увидеть, они в состоянии осознать постоянство объектов.

Для того чтобы определить, осознаёт ли ребёнок постоянство объектов, Пиаже предлагал показывать ему игрушку, а затем прятать её. В одном из вариантов этого эксперимента Пиаже прятал игрушку под одеялом, а потом наблюдал за действиями малыша.

Некоторые из детей расстраивались, в то время как другие вместо этого начинали её искать. Пиаже считал, что дети, которые начинали хныкать, из-за пропажи игрушки, ещё не были способны осознать её постоянство, тогда как те, кто начинал её искать, уже достигли определённой ступени развития.

Критика Пиаже

Теория Пиаже даже сегодня остаётся довольно влиятельной и популярной, однако нередко она подвергается нападкам со стороны критически настроенных психологов. Одно из основных критических замечаний в адрес работы Пиаже заключается в том, что он часто недооценивает способности детей.

Недавние исследования на тему постоянства объектов ставят под сомнение некоторые из выводов Пиаже. В частности, исследователи смогли продемонстрировать, что дети уже в возрасте трёх с половиной месяцев могут понимать, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть или услышать.
Другие исследователи предложили альтернативные объяснения тому, что дети не ищут спрятанные игрушки. Дело в том, что очень маленьким детям не хватает сил и координации, необходимых для поиска вещи. Кроме того, дети могут просто не интересоваться игрушкой настолько, чтобы испытывать потребность в её поиске.

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт