Основные этапы умственного развития ребёнка

основные этапы умственного развитияУмственное развитие — ещё один важный аспект развития ребёнка. На всём протяжении истории человека детей часто считали простыми, пассивными существами. Вплоть до XX-го века детей воспринимали как миниатюрные версии взрослых. И лишь после того, как психологи вроде Ж. Пиаже предположили, что дети на самом деле мыслят иначе, чем взрослые, люди стали смотреть на детство и юность, как на уникальный период роста и развития. Взрослые часто умаляли потрясающие интеллектуальные навыки детей, но современные учёные и исследователи обнаружили, что малыши, на самом деле учатся, думают и изучают мир вокруг них постоянно.
Даже новорожденные активно воспринимают в информацию и каждый день узнают много нового. В дополнение к сбору новой информации о людях вокруг и мире вокруг них, младенцы также постоянно открывают что-то новое в самих себе.

От рождения до 3 месяцев

Первые три месяца жизни ребёнка — время чудес. Основные открытия в этом возрасте заключаются в изучении основных чувств и добывании информации о своём теле и окружающей среде. В течение этого периода большинство детей начинают:

  • более чётко различать объекты на расстоянии 13 дюймов (около 33 см);
  • фокусировать взгляд на движущихся объектах, в том числе на лицах родных;
  • различать сладкое, солёное, горькое и кислое;
  • различать углы и объёмы;
  • различать все цвета спектра, видимые человеком;
  • отвечать на изменения вокруг посредством мимики;
  • демонстрировать упреждающее поведение — обусловленное корневым или сосательным рефлексом — рядом с соском или бутылкой.

От 3 месяцев до полугода

В раннем детстве развивается способность к восприятию. В возрасте от трёх до шести месяцев у младенцев начинает развиваться более чуткое восприятие. В этом возрасте большинство детей начинают:

  • узнавать лица взрослых;
  • отвечать на выражения лиц других людей;
  • узнавать звуки и реагировать на них;
  • подражать мимике взрослых.

От полугода до 9 месяцев

Заглянув внутрь сознания младенца — нелёгкая задача. В конце концов, исследователи не могут просто спросить ребёнка, о чём он или она думает в данный момент. Чтобы узнать больше о психических процессах, происходящих в голове ребёнка, исследователи придумали ряд творческих заданий, раскрывающих внутреннюю работу мозга ребёнка. В возрасте от шести до девяти месяцев, по данным исследований, большинство детей начинают:

  • понимать различия между живыми и неживыми объектами;
  • называть отличия между картинками, изображающими разное количество объектов;
  • использовать относительные размеры объекта, чтобы определить, как далеко он находится;
  • задерживать взгляд на «невозможных» вещах — таких, как, например, объекты, парящие в воздухе.

От 9 месяцев до года

По мере того, как малыши становятся более физически развитыми, они способны всё активнее исследовать мир вокруг них. Умение сидеть, ползать и ходить — лишь некоторые из способностей, которые позволяют детям больше познавать и понимать мир вокруг. Уже к году большинство детей способны:

  • понимать концепцию постоянства объекта — идею о том, что объект продолжает существовать, даже при том, что если его не видно в данный момент;
  • подражать жестам и выполнять некоторые действия;
  • отвечать жестами и звуками;
  • с удовольствием рассматривать иллюстрированные книги;
  • производить манипуляции с объектами, поворачивать их, пытаться поместить один объект в другой и т.д.

От года до 2 лет

После достижения годовалого возраста, физическое, социальное и умственное развитие ребёнка, кажется, начинает меняться не по дням, а по часам. В этом возрасте дети проводят огромное количество времени, наблюдая за действиями взрослых, поэтому важно, чтобы родители и воспитатели подавали хорошие примеры поведения. Большинство детей в этом возрасте начинают:

  • понимать слова и реагировать на них;
  • определять похожие объекты;
  • объяснить разницу между «я» и «ты»;
  • подражать действиям и речи взрослых;
  • указывать на знакомые предметы и персонажи в иллюстрированной книге;
  • учиться путём исследования.

От 2 до 3 лет

В возрасте двух лет дети становятся всё более самостоятельными. Поскольку они могут теперь лучше исследовать мир, обучение на этом этапе является результатом их собственного опыта. Большинство двухлетних ребят способны:

  • сортировать объекты по категориям (например, животные, цветы, деревья и т.д.);
  • набрасывать кольца на колышек в определённом порядке — от большего к меньшему;
  • подражать более сложным действиям взрослых (например, играя дома, они делают вид, что стирают белье или готовят пищу и т.д.);
  • определять их собственное отражение в зеркале;
  • выполнять простые поручения родителей и воспитателей;
  • называть объекты на иллюстрациях в книге;
  • соотносить объекты со сферой их применения.

От 3 до 4 лет

Дети этого возраста более способны анализировать окружающий мир в сложных случаях. Как отмечается, они начинают распределять и классифицировать вещи по различным категориям. Поскольку дети принимают всё более активное участие в процессе обучения, они также начинают задавать вопросы о мире вокруг них. «Почему?» — один из самых распространённых вопросов этого возраста. В возрасте трёх лет большинство детей способны:

  • демонстрировать понимание прошлого и настоящего;
  • активно искать ответы на вопросы;
  • узнавать, наблюдать и воспринимать инструкции;
  • организовывать объекты по размеру и форме;
  • понять, как сгруппировать объекты по цвету;
  • дольше концентрировать внимание на предмете — от 5 до 15 минут;
  • задавать вопросы («Почему?») с тем, чтобы получить информацию.

От 4 до 5 лет

Приближаясь к школьному возрасту, дети лучше пользуются словами, подражают действиям взрослых, считают и выполняют другие виды деятельности, которые важны для готовности к школе. Большинство ребят в возрасте четырёх лет способны:

  • рифмовать слова;
  • определять и называть большое количество цветов;
  • рисовать лица;
  • считать до пяти;
  • рассказать, где они живут;
  • рисовать то, что они часто называют и описывают.

Как родители могут помочь детям пройти все этапы умственного развития?

Для многих родителей поощрение интеллектуального развития ребёнка вызывает вопросы. К счастью, дети с самого начала желают учиться. Очень скоро образование станет огромной частью жизни растущего ребёнка, но именно вот в эти ранние годы его нужно начинать под влиянием близких — родителей и других родственников. Это означает, что родители находятся в уникальном положении, он могут сами определять, как их дети будут учиться, думать и развиваться.
Дома родители могут поощрять своих детей к проявлению интеллектуальных способностей, помогая детям понять окружающий их мир. Когда младенец проявляет интерес к объекту, родители могут помочь ребёнку прикоснуться к нему, изучить его, а также рассказать о том, что он собой представляет и для чего существует. Например, когда ребёнок смотрит на погремушку, родитель может поднять предмет и поднести его, спросив «Грейси хочет погремушку?», а затем встряхнув погремушку, чтобы продемонстрировать, что она делает.
Когда дети становятся старше, родители должны продолжать поощрять активное исследование ими мира. Попробуйте набраться терпения — в этот период все маленькие дети задают, кажется, бесконечное множество вопросов обо всём, что их окружает.
Родители также могут задавать детям вопросы, чтобы помочь им творчески подходить к решению задач. Например, такие вопросы, как «Как думаешь, что произойдет, если мы..?» или «Что может произойти, если мы..?» позволят детям придумать оригинальные решения проблем. Так, родители могут стимулировать интеллектуальное развитие и формировать у ребёнка уверенность в себе.

Теги:


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Яндекс.Метрика