Поддержка и критика теории Жана Пиаже

пиажеТеория когнитивного развития Пиаже широко известна в психологии и образовании и в свое время пользовалась огромной популярностью. Несмотря на это, она была также предметом серьезной критики. Представив развитие серией этапов, даже сам Пиаже считал, что оно не всегда следует по столь гладкому и предсказуемому пути.

Несмотря на критику, теория оказала значительное влияние на наше понимание процесса развития ребенка.

Пиаже заметил, что дети на самом деле думают иначе, чем взрослые, и это открыло новые просторы для исследований на тему психического развития детей.

Поддержка теории Пиаже

Пиаже уделял огромное внимание качественному развитию, чем оказал большое влияние на формирование современной системы образования. Пиаже не давал никаких конкретных рекомендаций по практическому применению своей теории, тем не менее, именно благодаря ему многие образовательные программы в настоящее время строятся на убеждении о том, что детей следует учить тому, к чему они готовы на той ступени развития, на которой в данный момент находятся.

Помимо этого, на основе его теории специалисты разработали целый ряд учебных стратегий. Эти стратегии включают в себя создание благоприятной среды, использование социального взаимодействия и совместной работы учащихся и помощь детям в раскрытии заблуждений и несоответствий в их мышлении.

Критика теории Пиаже

1. Проблемы с научной базой

Большая часть критики Пиаже относится к используемым им методам исследования. Основным источником вдохновения при создании теории Пиаже были его собственные дети. Именно на основе наблюдения за ними строилась теория когнитивного развития. Кроме того, другие дети в и без того небольшой выборке исследований Пиаже были получающие хорошее образование отпрыски семей с высоким социально-экономическим статусом. Такая выборка не могла считаться сколь-нибудь репрезентативной, и результаты подобных исследований трудно обобщить для широкого населения.

2. Проблемы с формальными операциями

Исследователи опровергли мнение Пиаже о том, что все дети автоматически переходят к следующему этапу развития по мере того, как они становятся более зрелыми. Некоторые данные свидетельствуют о том, что определенную роль в развитии формальных операций может играть среда.

3. Преуменьшение способностей детей

Большинство ученых сходятся во мнении, что дети начинают проявлять широкие способности в более раннем возрасте, чем предполагал Пиаже.

Результаты последних исследований показали, что 4- и 5-летние дети отлично осознают как собственные психические процессы, так и психические процессы других людей. К примеру, дети этого возраста способны принимать точку зрения другого человека, что означает, что они гораздо менее эгоцентричны, чем считал Пиаже.

Наследие Ж. Пиаже

Сегодня мало кто может назвать себя ярым сторонником теории Пиаже, однако принято с уважением относиться к его влиянию на развитие психологии и научному наследию. Его работа вызвала интерес к развитию ребенка и оказала огромное влияние на будущее образования и психологии развития. Он смог изменить представления своих современников о детях. Вместо того чтобы просто считать их маленькими копиями взрослых, эксперты признали, что дети даже мыслят принципиально отличным от взрослых образом.

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт