Психология героизма

психология героизма«Истинный героизм удивительно благоразумен; он лишён всякого драматизма. Это не желание превзойти других любой ценой, но желание служить другим любой ценой».

Артур Эш

Что делает человека героем?

Есть ли ген, отвечающий за героизм? Согласно результатам одного из недавних исследований, ответ зависит от того, о каком героизме идет речь. Исследователи обнаружили, что люди, которые совершили один героический поступок в своей жизни (спасение человека из горящего здания или из-под поезда), не сильно отличаются от контрольной группы — людей, не являющихся героями. Те же, кто занимается спасением других в течение всей своей жизни (например, профессиональные пожарные или медсестры в учреждениях паллиативной помощи) обязательно обладают рядом важных личностных черт — таких, как сопереживание, заботливость и стремление жить согласно моральному кодексу.

«Решение действовать героически — это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени. Если воспринимать героизм как универсальный атрибут человеческой природы, а не как редкую возможность, данную немногим избранным, он становится чем-то, что кажется в пределах возможностей каждого человека, возможно, больше вдохновляя нас на то, чтобы ответить на этот вызов», пишут исследователи героизма Зенон Франко и Филипп Зимбардо.

Психология героизма не может быть изучена досконально, однако многие эксперты считают, что научиться быть героями возможно. Посмотрите, есть ли у вас качества, необходимые для того, чтобы стать героем? Приведем лишь некоторые из основных характеристик, которые героям приписывают исследователи.

1. Люди, которые становятся героями, как правило, заботятся о благосостоянии других

По мнению исследователей, сочувствие и сострадание к другим являются ключевыми факторами, которые способствуют героическому поведению. Люди, которые спешат на помощь другим несмотря на опасность и невзгоды, делают это потому, что действительно заботятся о безопасности и благополучии других людей.

Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что люди, которые имеют склонность к героизму также обладают и склонностью к сопереживанию.

2. Герои умеют принимать точку зрения другого

Исследователи предполагают, что герои выказывают не только сострадание и заботу; они могут смотреть на мир глазами другого человека. Побывать в чужой шкуре, как еще говорят.

3. Герои компетентны и уверены в себе

На то, чтобы спешить туда, куда другие соваться боятся, нужны определенное мастерство и уверенность в себе. Исследователи предполагают, что люди, которые совершают героические поступки, как правило, увереннее в себе и своих силах. Когда они сталкиваются с кризисом, у них имеется уверенность в том, что они способны справиться с проблемой и добиться успеха независимо от того, каковы шансы на него.

Частично эта уверенность может быть обусловлена профессиональной квалификацией и способностью справляться со стрессом.

4. Герои обладают моральным стержнем

По мнению исследователей Зимбардо и Франко, герои обладают двумя существенными качествами, которые отличают их от не-героев: они живут согласно собственным ценностям и готовы пойти на риск, чтобы эти ценности защитить.

5. Герои владеют определенными навыками

Очевидно, что существенную роль в героическом поведении может играть специальная подготовка или определенные физические способности. В ситуациях, когда потенциальным спасателям не хватает знаний или физической силы (как раз иногда составляющей разницу между героем и негероем), у них имеется меньше шансов помочь. Они могут только постараться что-то предпринять, но напрямую действовать никогда не смогут. И во многих случаях этот подход, вероятно, — лучшее решение.

В конце концов, бессмысленно бросаясь туда, где у вас мало шансов помочь (например, на помощь утопающему при том, что сами плохо плаваете), вы не только не спасете человека, но и помешаете профессиональным спасателям.

6. Герои не пасуют перед лицом опасности

Человек, который бросается в горящее здание, чтобы спасти другого человека, не просто чрезвычайно смел; он обладает способностью преодолевать страх.

Исследователи предполагают, что герои по своей природе настроены более оптимистично, чем обычные люди — это помогает им видеть непосредственную опасности и отмечать более благоприятные возможности. Во многих случаях эти люди могут также иметь более высокую толерантность к риску. Большинство заботливых и добрых людей сами боятся подвергать свою жизнь опасности. Те, кто бросаются на помощь, как правило, более склонны к риску.

7. Герои продолжать работать над достижением своих целей даже после нескольких неудач

Настойчивость — еще одно качество, которое обычно характерно для героев. В 2010 году исследователи обнаружили, что люди, которых считают героями, скорее всего, смотрят на свои неудачи с положительно. Сталкиваясь, например, с потенциально опасным для жизни заболеванием, такие люди склонны фокусироваться на положительных аспектах сложившейся ситуации — они начинают сильнее ценить жизнь и наслаждаться заботой любимых людей.

Психология героизма

2 января 2007 года примерно в 75 человек, ожидавших своего поезда на переполненной станции метро, видели, как молодому человеку стало плохо, и он упал с платформы на рельсы. Очевидцы с ужасом наблюдали за происходящим, однако никто не шевельнулся — пока на помощь пострадавшему не пришел человек по имени Уэсли Отри.

Попросив незнакомого человека последить за его двумя дочерьми, он спрыгнул на рельсы в надежде успеть перетащить человека на соседние пути. Когда Отри понял, что времени нет, он положил мужчину между рельсами, и поезд прошел над ними.

«Я не чувствую, что сделал что-то сверхъестественное. Я только увидел, что кто-то нуждается в моей помощи, и сделал то, что должен был», — сказал он репортеру The New York Times после инцидента.

Когда мы думаем о героизме, на ум приходит множество примеров. Летом 2012 года три женщины, пережившие во время стрельбы в театре, рассказали, что остались в живых лишь благодаря своим приятелям. Три мужчины закрыли подруг собственными телами и в результате погибли.

Героизм глубоко ценится во всех культурах, но как именно мы определяем героя? Что заставляет людей совершать героические поступки перед лицом большой опасности?
Исследователи нашли уже много причин, по которым люди совершают злые поступки, а вот причины, побуждающие их к хорошим делам, точно установить не удалось.

Что такое героизм?

По мнению специалистов проекта Heroic Imagination — некоммерческой организации, которая обучает людей героизму, — героизм включает в себя поведение или действия, совершаемые ради другого лица или определенной моральной причины. Они выделяют четыре ключевых элемента героизма:

  • он носит добровольный характер;
  • он приносит пользу людям или группам людей, нуждающихся в
    помощи;
  • он подразумевает некоторый риск (физическая, социальная опасность или потенциальная угроза для качества жизни);
  • он не требует вознаграждения или материальной выгоды.

Какое определение дают героизму психологи и другие учёные? Вот только некоторые из предположений, высказываемых различными экспертами:

«Проще говоря, ключ к героизму заключается в заботе о других людях, нуждающихся в ней, — в стремлении защитить справедливое с точки зрения морали дело, зная, что это представляет опасность, и не ожидая награды».

Филипп Зимбардо, «Что делает героя героем?» (2011)

«Хотя мы и считаем правдой, что героизм — в глазах смотрящего, мы признаём, что убеждения людей о героях носят, как правило, систематический характер. Опросив значительное число людей, мы обнаружили, что герои обладают чертами, которые мы назвали Большой восьмеркой. Они умны, сильны, жизнерадостны, самоотверженны, заботливы, харизматичны, надёжны и способны вдохновлять других. Конечно, герой не может обладать всеми восемью характеристиками, тем не менее, многие из них обладают большинством этих черт».

Скотт Т. Аллисон & Джордж Р. Гетхолс, «Наше определение героя» (2011)

«Героизм состоит из действий, предпринимаемых, для того чтобы помочь другим, несмотря на то, что это с большой долей вероятности может привести к смерти или травме помогающего».

Селвин Беккер и Алиса Х. Игли, «Героизм у женщин и мужчин» (2004)

Другие определения часто делят героизм на типы в зависимости от степени опасности и величины жертвы. Ведь в некоторых случаях герою приходится ставить под угрозу свою жизнь, чтобы спасти другого человека, в то время как в других от человека требуется куда меньшая жертва.

В статье, опубликованной на сайте Psychology Today, психолог Фрэнк Фарли объяснил различие между тем, что он называет «героизмом с большой буквы» и «героизмом с маленькой». «Героизм с большой буквы», по его мнению, «подразумевает значительный риск, который может включать смерть, травмы, тюремное заключение или другие серьёзные или существенные последствия для оказывающего помощь».

Героизм же с маленькой буквы — «это повседневный героизм, постоянная помощь другим, свершение добрых дел, проявление доброты и т.д., которые не предполагают серьёзного вреда или крупных последствий для оказывающего помощь».

Что делает человека героем?

Теперь мы знаем немного больше о том, что представляет собой героизм. Следующий вопрос заключается в том, почему люди становятся героями? Есть ли особые характеристики героизма? Фарли говорит, что существует два ключевых фактора в основе великих актов героизма, которые связаны с риском получения травмы: рискованное поведение и щедрость. Люди, которые готовы рискнуть жизнью ради другого, более склонны к риску, чем остальные, и обладают также такими чертами как сострадание, доброта, сочувствие, альтруизм.

В статье, опубликованной в 2004 году в American Psychologist, исследователи Селвин Беккер и Алиса Игли предположили, что героизм может иметь под собой и более корыстные основания, будучи средством обеспечить себе определённый статус. Другими словами, иногда самоотверженное поведение может привести к награде, причем в долгосрочной перспективе.

В одном небольшом исследовании, в котором приняли участие 78 человек, исследователи обнаружили, что люди, которые были готовы терпеть боль, опустив руки в ёмкость со льдом, больше нравились другим участникам. Мало того, что другие оценивали этих людей более положительно, они также были склонны награждать их. Склонным к риску участникам другие давали гораздо больше денег из выданной исследователями суммы в размере $1,170, которую участники могли распределять по своему усмотрению.

Исследователям уже давно известно, что и люди, и животные склонны помогать тем, с кем они связаны родственными узами. Помогая тем, кто связан с нами генетически, мы обеспечиваем неплохие шансы на то, что наши гены будут переданы следующим поколениям. В некоторых случаях мы помогаем людям в надежде, что когда-нибудь они помогут нам (этакий взаимный альтруизм).

Но что же тогда насчет альтруизма, который не связан с помощью родственникам или ожиданием взаимности? В таких случаях, главную роль могут играть ситуационные, культурные и личностные факторы. Зачастую, после того как люди предпринимают героические действия, они утверждают, что они не считают себя в героями, что они просто делают то, что сделал бы любой в этой ситуации. На самом деле, совершить героический поступок человек может под давлением самой ситуации — жизнь и смерть, которыми от нее веет, оказывают сильное влияние, заставляя человека решиться на действие.

Эти же самые силы, что толкают одних на героические поступки, могут фактически препятствовать другим. Когда трагедия случается в присутствии многих людей, мы часто попадаем в ловушку бездействия, предполагая, что кто-то другой обязательно предложит помощь (эффект свидетеля). Личная ответственность в этом случае распределяется между всеми присутствующими — вот мы и считаем, что кто-то возьмет на себя роль героя.

Некоторые люди могут также иметь черты личности, которые предрасполагают их вести себя в альтруистических и героических способами. Исследователи предположили, что вести себя в сложных ситуациях уверенно и правильно с моральной точки зрения людям помогает особый склад мышления. Не каждый сможет действовать немедленно и бессознательно, когда случается чрезвычайная ситуация.

Так рождаются героями или становятся?

Один из самых больших вопросов, с которым сталкиваются исследователи в рамках проблемы героизма, сводится к вековой дискуссии по поводу роли природы или воспитания. Героизм — это то, с чем мы рождаемся, или то, чему можно научиться?

«Некоторые утверждают, люди рождаются хорошими или плохими; я думаю, это ерунда», — поясняет Филипп Зимбардо. — «Мы все рождаемся с огромным потенциалом, и шлифуют его условия — характерные для семьи, культуры или эпохи, в которой мы растём; вот что определяет наше рождение — растём ли мы во время войны или в мирное время, растём ли мы в бедности или в достатке».

Так если героизм можно в культивировать, как именно мы можем поощрять людей к героическим поступкам?

Обучение героизму

«Мир — опасное место не из-за тех, кто совершает зло, а из-за тех, кто смотрит на это и ничего не делает».

Альберт Эйнштейн

Психолог Филипп Зимбардо, основатель проекта Heroic Imagination, считает, что героизм можно привить. Он разработал программу, направленную на развитие у детей склонности к героическому поведению. Большинство людей знают Зимбардо как автора знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента — исследования, которое продемонстрировало, как люди ведут себя под сильным влиянием социального и ситуационного давления.

Сегодня программа Зимбардо «предназначена для привития нынешнему поколению — и всем последующим — понятия героизма как качества мышления и поведения, возможного для всех, кто способен делать что-то особенное, а не способности, дарованной лишь редким людям».

Многим эта концепция может показаться радикальной. Ведь такой популярный сегодня образ героя обладает чертами, которых у среднестатистического человека нет. Согласно самым общим представлениям о героизме, эти люди обладают качествами, которые позволяют им в нужный момент сорваться и отстаивать то, что имеет для них значение, перед лицом опасности. Они особенные. Они — редкость.

Проще говоря, считается, что они такими родились.

Зимбардо же утверждает, что этот образ не соответствует действительности. «Мы слишком долго жили с этой мистической точкой зрения на героизм», — говорит он. — «Мы до сих пор думаем, что герои — чуть ли не полубоги. Но ведь это не так. Герой — самый обычный человек, который просто делает что-то экстраординарное. Я считаю, что с помощью науки мы можем учить этому людей».

Препятствия

Разработанная Зимбардо программа представляет собой четырёхнедельный учебный курс для подростков, который начинается с присяги героя. В течение следующих недель студенты узнают о тёмной стороне человеческой природы, распространённости и влиянии предрассудков, социальных ролях и ожиданиях, а также об эффекте свидетеля. То есть, обо всём, что мешает человеку решиться на доброе дело.

Формирование эмпатии

Второй этап программы сосредоточивается на помощи студентам в преодолении этих проблем путём формирования и укрепления сочувствия. В том числе работа идет и над изучение воздействия фундаментальной ошибки атрибуции — или нашей склонности игнорировать то, как на поведение влияют контекст и ситуативные переменные.

Зимбардо подчеркивает важность этой работы, поскольку одна из главных причин того, почему мы не в состоянии помочь другим людям, заключается в нашей склонности верить, что они заслуживают того, что с ними происходит. Если студенты знают об этом заблуждении, они будут менее склонны обвинять жертву в происходящем и, скорее всего, примут необходимые меры.

Изучение героев и практика

Изучение историй героев — ещё одна важная часть программы. В проекте рассматривают истории как реальных лиц, так и вымышленных персонажей — начиная от Мартина Лютера Кинга и заканчивая Гарри Поттером, которые служат моделями добродетели и героического поведения.

И, наконец (пожалуй, это самая главная часть программы), студентов просят привнести в реальную жизнь то, чему они научились во время обучения. Как и любой навык, героизм, по мнению Зимбардо, требует практики. Участники программы начинают с малого, каждый день выполняя одно доброе дело — помогая тем самым другому человеку почувствовать себя лучше. Далее эти малые дела должны служить ступенькой к жизни, полной помощи другим.

Возможно, самая большая трудность в обучении героизму заключается в преодолении популярных стереотипов о том, что именно делают герои. Если вы попросите людей назвать героев, они, вероятно, назовут вам деятелей культуры и спорта. «Одна из проблем нашей культуры заключается в том, что мы заменили героев знаменитостями», — говорит Зимбардо. — «Мы поклоняемся людям, которые ещё не сделали ничего полезного. Самое время вернуться к этому вопросу, потому что сейчас мы нуждаемся в реальных героях сильнее, чем когда-либо».

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт