Стили управления в теории Курта Левина

200173036-001В 1939 году группа исследователей во главе с психологом Куртом Левиным приступила к определению различных стилей руководства. Это раннее исследование оказало огромное влияние на развитие социальной психологии, поскольку проводившим его учёным удалось выделить три основных стиля руководства, а уже дальнейшие исследования помогли дать им более конкретные описания. В исследовании школьники были распределены по трём группам с лидерами, руководившими ими в авторитарном, демократическом или попустительском стиле. Дети затем работали над проектами декоративно-прикладного искусства, в то время как учёные наблюдали за их поведением в ответ на тот или иной стиль руководства.

Авторитарный (автократический) стиль руководства

Авторитарные лидеры (ещё этот стиль руководства называют автократическим) чётко формулируют свои ожидания в отношении того, что должно быть сделано, когда и как это должно быть сделано. Существует также чёткое разделение между руководителем и подчинёнными. Авторитарные лидеры стремятся принимать решения самостоятельно — практически без вклада со стороны остальных членов группы.
Исследователи обнаружили, что под авторитарным руководством процесс принятия решений носил менее творческий характер. Левин также обнаружил, что перейти от авторитарного стиля к демократическому гораздо сложнее, чем от демократического к авторитарному. Злоупотребление этим стилем обычно выглядит в глазах подчинённых как всесторонний контроль, проявление властности и даже диктатура.
Авторитарный стиль руководства лучше всего применять в ситуациях, когда остается мало времени для группового принятия решений или же когда лидером является один из наиболее опытных членов группы.

Демократический (сопричастный) стиль руководства

Исследование Левина показало, что этот стиль руководства, известный как демократический, как правило, является наиболее эффективным стилем. Демократический лидер помогает сориентироваться остальным членам группы, отождествляя себя при этом с ними и позволяя принимать им равное с ним участие в принятии важных для группы решений. В исследовании Левина дети в этой группе были менее продуктивны, чем участники группы с авторитарным руководителем, но их вклад в общее дело был более высокого качества.
Демократический руководитель, безусловно, поощряет участие членов группы в организационной работе, но всё равно последнее слово при принятии решений сохраняется за ним. Члены группы чувствуют себя участниками процесса, они более мотивированы и более творчески настроены.

Либеральный (попустительский) стиль руководства

Исследователи обнаружили, что дети, которыми руководили в либеральном стиле, также известном как попустительский стиль руководства, были наименее продуктивными, по сравнению с остальными группами. Дети в этой группе предъявляли больше требований к руководителю, были неспособны к совместной работе и оказались не в состоянии при этом работать самостоятельно.
Либеральный лидеры осуществляют минимальное руководство группой (либо вообще не руководят людьми), оставляя принятие важных решений членам группы. Несмотря на то, что этот стиль может быть эффективным (например, когда члены группы имеют высокую квалификацию в определённой области), это часто приводит к неудачному распределению ролей и отсутствию мотивации.

Наблюдения специалистов

«Кластер авторитарных черт охватывает деспотичность, контроль, опору на властность, принуждение и наказания, а также узколобость. Кластер часто описывается в уничижительном тоне. Он лишен недостатков (на что обращает внимание так много социологов), подразумевает принятие полной и единоличной ответственности за решения, контроль выполнения поставленных задач подчинёнными. Автократы требуют от остальных послушания, верности, строгого соблюдения ролей. Они создают правил и сами их соблюдают. Они следят за тем, чтобы принятые ими решения выполнялись. Крупных авторитарных лидеров на протяжении всей истории часто хвалили за их способность привлекать надёжных и преданных сторонников и выступать в качестве основных источников власти, способных установить и поддержать порядок». (Басс & Басс, 2008)

«Кластер демократических, или эгалитарных, черт отражает обеспокоенность по поводу подчинённых в самых разных формах. Такой лидер внимателен, демократически настроен, может помочь, подсказать что-то членам группы, ориентирован на их потребности, на поддержание хороших рабочих отношений, он способен поддержать других и ориентирован на облегчение взаимодействия между ними, на принятие решений группой». (Басс & Басс, 2008)

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт