Базовые термины экспериментальной психологии
Методы психологических исследований могут быть довольно простыми или очень сложными, но существует некоторое количество условных обозначений, которые необходимо понимать всем людям, обучающимся психологии.
Проверьте себя с помощью этого списка, насколько вы знакомы с главными методами психологических исследований.
1. Прикладное исследование
Прикладное исследование – это тип исследования, которое сосредотачивается главным образом на решении практических проблем. Вместо того, чтобы сосредоточиться на исследовании или развитии теоретических вопросов, прикладное исследование занимается, прежде всего, поиском решений проблем, оказывающих воздействие на повседневную жизнь.
2. Фундаментальное исследование
Фундаментальное исследование – это тип исследования, которое занимается исследованием теоретических проблем, составляющих основу научных знаний. Этот тип исследования способствует глубокому пониманию человеческого разума и поведения, но не обязательно помогает решать какие-то практические проблемы.
3. Тематическое исследование
Тематическое исследование представляет собой всестороннее исследование одного единственного человека или выбранной группы. Такое исследование анализирует практически каждый аспект жизни исследуемого объекта, с целью найти общие образцы и выявить причины того или иного поведения.
4. Корреляционное исследование
Корреляционное исследование используется для поиска отношения между переменными. Есть три возможных результата такого исследования: положительная корреляция, отрицательная корреляция и отсутствие корреляции. Величина корреляции обозначается соответствующим коэффициентом и может колебаться в пределах от -1.00 до +1.00.
5. Поперечное частное исследование
Поперечное частное исследование наиболее часто применяется в психологии развития, но также используется и во многих других областях, включая социологию и прочие отрасли.
6. Требуемые характеристики
Требуемые характеристики – термин, используемый в психологических экспериментах, чтобы описать некие реплики, подсказки участникам. Такие подсказки позволяют участникам исследования понять, какого именно поведения ожидает от них экспериментатор.
7. Зависимая переменная
Зависимая переменная — это переменная, которая измеряется в эксперименте.
8. Описательная статистика
Описательные статистические данные используются для освещения различных аспектов данных, собранных в психологическом эксперименте
9. Двойное слепое исследование
Двойной слепой метод исследования заключается в том, что ни участники, ни экспериментаторы не знают, кто из испытуемых находится в группе экспериментальной, а кто – в контрольной.
10. Экспериментальный метод
Суть экспериментального метода – в управлении одной переменной с целью изменений в другой переменной, а также в определении влияния переменной на эти изменения.
11. Эффект Хоторна
Эффект Хоторна или Хоторнский эффект – термин, обозначающий стремление некоторых людей изменять своё поведение (работать старательнее, выступать лучше и т.п.), когда они знают о своём участии в эксперименте. Люди могут изменять своё поведение по причине наблюдения со стороны исследователей, а не под влиянием независимых переменных.
12. Продольное исследование
Продольное исследование – это тип метода исследования, используемый для обнаружения отношения между переменными, не являющимися связанными с различными второстепенными переменными.
13. Натуралистическое наблюдение
Натуралистическое наблюдение – метод исследования, часто используемый исследователями психологами, социологами и другими. Эта техника предусматривает наблюдение за предметами в их естественной окружающей среде. Такой тип исследования зачастую используется в ситуациях, когда проведение лабораторного исследования невозможно по причине высокой стоимости или вероятности искажения результатов.
14. Случайное распределение
Случайное распределение применяется для гарантии одинаковых возможностей каждого участника эксперимента. Испытуемые распределяются по группам методом случайного выбора и это исключает влияние каких-либо сторонних факторов, кроме переменных.
15. Надёжность
Тест считается надёжным, если один и тот же результат получен неоднократно. К сожалению, не представляется возможным вычислить надёжность точно, но существуют определённые способы оценки этого параметра.
16. Репликация
Репликация – это повторение исследования с применением различных ситуаций и предметов, с целью определения возможности основных результатов оригинального эксперимента быть обобщёнными с другими участниками и обстоятельствами.
17. Отборное сокращение
В экспериментальной психологии термин «отборное сокращение» означает возможность некоторых участников с большой вероятностью выйти из исследования. Такая тенденция может негативно сказаться на законности психологического исследования.
18. Валидность
Валидность – это та степень, до которой тест измеряет исследуемое. Жизненно важно для любого теста быть валидным, чтобы его результаты могли правильно интерпретироваться и применяться.
Есть что сказать? Оставть комментарий!: