Что такое внутригрупповой дизайн?

Внутригрупповой дизайн представляет собой дизайн исследований, при котором все участники подвергаются одинаковому «воздействию». Под «воздействием» при этом понимается независимая переменная.
Представим, например, что вы проводите исследование, в котором хотите установить взаимосвязь между физической активностью и памятью. В качестве независимой переменной при этом вы решили выбрать два вида занятий: йогу и бег.

Вместо того, чтобы разделить участников на две группы, в один день вы их всех заставляете заниматься йогой перед тем, как они пройдут тест, в другой — бегом. А затем просто сравниваете результаты тестов, чтобы определить, какой тип упражнений оказывает наибольший эффект на работу памяти.

Преимущества внутригруппового дизайна

Одно из самых больших преимуществ внутригруппового дизайна заключается в том, что в этом случае для исследования не требуется большой выборки. Как правило, для исследований/экспериментов с межгрупповым дизайном требуется в два раза больше участников.

Внутригрупповой дизайн может снизить вероятность ошибок, связанных с индивидуальными различиями между участниками. В условиях межгруппового дизайна участники рандомизированы в исследование так, что между группами могут наблюдаться существенные различия. При внутригрупповом дизайне участники находятся в одинаковых условиях, поэтому результаты будут слабее зависеть от индивидуальных различий между ними.

Недостатки внутригруппового дизайна

Основным недостатком использования внутригруппового дизайна является так называемый «эффект переноса» — то есть, явление, при котором одна переменная может влиять на результаты воздействия другой. Если взять приведенный выше пример с исследованием связи между физической активностью и памятью, то эффект переноса будет заключаться в том, что занятия йогой могут влиять на работу памяти тогда, когда замеряются данные после занятий бегом, и наоборот.

Усталость — еще один фактор, который сводит на нет преимущества внутригруппового дизайна. Участники могут устать или просто потерять интерес к постоянному выполнению сменяющих друг друга заданий и тестов.

Наконец, иногда в процесс вмешиваются когнитивные факторы: выполнив несколько раз одно и то же действие, мы учимся и совершенствуем свои навыки, а значит, исследователю сложно выяснить, где на результат теста повлияла независимая переменная, а где свою роль сыграли навыки, которые у участников уже имелись или которые они получили в результате практики.

Татьяна:
Похожие записи