Психологический эксперимент «Маленький Альберт»
«Маленький Альберт» — известный психологический эксперимент, проведенный Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер. Ранее российский физиолог Иван Павлов провел эксперименты, демонстрирующие процесс создания условных рефлексов у собак. Уотсон заинтересовался в дальнейшем развитии исследования Павлова, с целью показать, что эмоциональные реакции могут быть обусловлены и у людей.
Участником эксперимента стал девятимесячный ребенок по имени Альберт. Уотсон и Рейнер для начала проверили реакции ребенка, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты. Мальчик первоначально не показал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали.
В следующий раз, когда Альберу была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребенок испугался шума и стал кричать. После повторных демонстрирований белой крысы с громким шумом, Альберт стал пугаться крысу, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе.
Уотсон и Рейнер написали:
«Когда ребенку показали крысу, он начал кричать. Почти сразу же он повернулся резко налево, поднялся на четвереньки и пополз с такой быстротой, что его едва поймали у края стола».
Элементы классического обусловливания в эксперименте «Маленький Альберт»:
Эксперимент «Маленький Альберт» демонстрирует пример того, как классическое обусловливание может использоваться, чтобы выработать эмоциональный ответ.
- Нейтральный Стимул: Белая крыса
- Неоговоренный Стимул: Громкий шум
- Безусловная реакция: Страх
- Обусловленный Стимул: Белая крыса
- Условный рефлекс: Страх
Генерализация стимулов в эксперименте «Маленький Альберт»:
В дополнение к утверждению, что эмоциональные ответы людей могут быть обусловленными, Уотсон и Рейнер также заметили, что произошла генерализация стимула. После создания условий, Альберт боялся не только белой крысы, но и множество подобных белых объектов, таких как шубу Рейнор, борода Санта Клауса и др.
Критические замечания к эксперименту:
В настоящее время эксперимент «Маленький Альберт» включен в большинство учебников по психологии, и несмотря на это, широко раскритикован.
Во-первых, эксперимент не имел четкого плана и структуры. Уотсон и Рейнер в силу особенностей объекта эксперимента — маленького ребенка, не могли объективно оценивать его реакции, а полагались лишь на собственные субъективные интерпретации.
Во-вторых, под вопросом этичность эксперимента. Современные стандарты не позволили бы проведение подобного эксперимента.
Что же действительно происходило с маленьким Альбертом?
Этот вопрос долгое время был одной из загадок психологии. Уотсон и Рейнер были неспособны попытаться устранить обусловленный страх мальчика, потому что он уехал со своей матерью вскоре после того, как эксперимент закончился.
Некоторые предположили, что мальчик превратился в человека со странной фобией белых, пушистых объектов.
Однако недавно стала известна истинная судьба мальчика. Как сообщается в издании «American Psychologist» семилетний поиск во главе с психологом П. Беком, привел к открытию. Было обнаружено, что Маленький Альберт был фактически мальчиком по имени Дуглас Мерритт. У истории нет счастливого окончания. Дуглас умер в возрасте шести лет 10 мая 1925 от гидроцефалии, жидкостного образования в мозге. «Наш семилетний поиск был более длительным, чем жизнь маленького мальчика,» — сообщил Бек.
В 2012 году Бек и Алан Дж. Фридланд опубликовали свое открытие, заявив, что Дуглас Мерритт не был «здоровым» и «нормальным» ребенком, которого Уотсон описал в своем эксперименте 1920 года. Вместо этого они раскрыли, что Мерритт страдал от гидроцефалии начиная с рождения и представили убедительное доказательство, что Уотсон знал об условиях мальчика и преднамеренно исказил информацию о состоянии здоровья ребенка. Эти результаты не только бросают тень на наследие Уотсона, они также углубляют этические и моральные проблемы этого известного эксперимента.
Теги: Иван Петрович Павлов, рефлексы
Есть что сказать? Оставть комментарий!: