Что такое эпизодическая память?
Эпизодическая память — один из видов долговременной памяти, который включает в себя воспоминания о конкретных событиях, ситуациях и переживаниях. Ваши воспоминания о первом дне в школе, первом поцелуе, дне рождения друга или выпускном — как раз примеры эпизодических воспоминаний. В дополнение к образу самого события, это воспоминание также включает в себя память о месте и времени, в которое произошло это событие.
С эпизодической памятью тесно связано то, что исследователи называют памятью автобиографической. Как вы можете себе представить, эпизодические и автобиографические воспоминания играют важную роль в вашей самоидентификации. Они очень важны, поскольку позволяют вам вспомнить личный опыт, который является важной частью вашей жизни.
Эпизодическая память вместе с семантической памятью, содержащей общие знания (факты, понятия и идеи), составляют так называемую декларативную память.
Термин «эпизодическая память» впервые был введен Энделем Тульвингом в 1972 году, чтобы различать фактическую информацию (как раз-таки семантическую память) и вспоминания о событиях из прошлого.
Типы эпизодических воспоминаний
Выделяют целый ряд различных типов эпизодических воспоминаний, которые могут иметь люди. К ним относятся:
- Эпизодические воспоминания о конкретных событиях.
- Эпизодические воспоминания о фактах, связанных с личной жизнью. Кто был президентом в год, когда вы поженились? Какой была марка и модель Вашего первого автомобиля? Как звали вашего первого босса?
- Общие эпизодические воспоминания о явлениях и событиях. Вы не помните каждый свой поцелуй, но вы можете вспомнить, что всегда чувствуете, целуя любимого человека.
И, наконец, специалисты выделяют воспоминания-вспышки — яркие и подробные образы и ощущения, связанные с особенно важными моментами жизни. Например, ваши воспоминания о том, как вы узнали, что умерла ваша бабушка, или получили новость о страшном теракте.
Как сосуществуют эпизодическая и семантическая память?
Исследователи обнаружили, что эпизодическая память может работать взаимозависимо с семантической. Учебная информация усваивается гораздо лучше, если её связать с уже имеющимися знаниями или вписать в контекст личной истории человека.
Участникам одного исследования было предложено запомнить цены на продовольственные продукты. Испытуемые из контрольной группы лучше запоминали эти цены, если новая информация была связана с существующими эпизодическими воспоминаниями о ценах на продукты. Тогда как неспособность запомнить эту информацию у участников в экспериментальной группе, объяснялась тем, что у них не имелось релевантного опыта в прошлом.
С другой стороны, исследователи обнаружили также, что эпизодические воспоминания играют определенную роль в извлечении семантических воспоминаний. В опытах, в которых участникам было предложено создать список элементов в конкретных категориях, с заданием справлялись лучше те, кто был в состоянии воспользоваться эпизодическими воспоминаниями.
Теги: долговременная память, память
Есть что сказать? Оставть комментарий!: