Почему мы забываем?
Плохая память перестала быть отличительной чертой старости. Ее проявления встречаются повсеместно. На протяжении лет ученые исследуют человеческую память. Исследователь Элизабет Лофтус выделила 4 причины, почему мы забываем.
Когда вы в последний раз забыли перезвонить или не могли вспомнить, где оставили ключи от машины. Для многих забывчивость стала чем-то обычным, тем, что происходит чуть ли ни ежедневно. Но она не только является сюрпризом, но и вызывает немалые трудности, чтобы понять главную причину, почему мы забываем. Студенты, отвечая на экзаменационные вопросы теста, были абсолютно уверены, что знали материал, но во время экзамена не могли вспомнить ответ.
Так в чем же заключаются основные причины того, что мы забываем? Элизабет Лофтус, которая является самым известным на сегодняшний день научным исследователем в области памяти, выделяет 4 главных причины возникновения забывчивости: неспособность вспомнить, внешние препятствия, невозможность сохранить в памяти и стимул забыть.
1. Неспособность вспомнить
Забывчивость может включать возвращение к неудаче. Возникало ли когда-нибудь чувство, что некая информация стерлась из памяти? Или, возможно, вы уверены, что она осталась на месте, только не представляете, как эту информацию извлечь. Неспособность восстановить в памяти забытые моменты является одной из основных причин, объясняющих забывчивость.
Итак, почему так часто мы оказываемся неспособными извлечь информацию из памяти. Одно из возможных объяснений известно как теория разрушения, согласно которой, линия памяти появляется с созданием нового события. С течением времени же линии памяти слабеют и в конце концов, пропадают. Если информация не используется повторно спустя какое-то время, то сотрется из памяти навсегда. Единственное, данная теория не может объяснить исследование, во время которого было выявлено, что информация, которую никогда повторно не вспоминали, все же осталась в долговременной памяти.
2. Внешние препятствия
Другая теория, известная как теория внешних препятствий, предполагает, что некоторые воспоминания препятствуют другим или смешиваются с ними. Когда поступает информация, схожая с уже имеющейся в памяти, то скорее всего есть высокая вероятность столкновения их между собой.
Выделяют два типа препятствий:
1) Активное, когда старые воспоминания затрудняют или вовсе лишают возможности вспомнить новую информацию.
2) Обратное, происходит, когда новая информация препятствует возможности вспомнить информацию, поступившую в память ранее.
3. Невозможность сохранить в памяти
Иногда, забытая информация исчезает не столько из-за плохой памяти, сколько из-за того, что эту информацию не собирались отправлять в долговременную память. Ошибка в «кодировании» порой приводит к тому, что поступившая информация не попадает в долговременную память.
Во время одного хорошо известного эксперимента участникам предлагалось найти настоящую однопенсовую монету среди поддельных (Никерсон и Адамс). Попробуйте провести такой эксперимент дома, постарайтесь по памяти нарисовать изображение монеты, а потом сравните с оригиналом.
Как сделать это успешно? Вероятно, Вы сможете вспомнить размер и цвет, но можете забыть другие незначительные детали. Причина этого в том, что в вашей долговременной памяти находятся только детали, помогающие отличить настоящую монету от фальшивой.
4. Стимул забыть
Порой мы действительно намеренно хотим забыть некоторые моменты, особенно, если это связано с неприятными или волнующими событиями. Выделяют две формы такого забывания: подавление (осознанное забывание) и репрессия (неосознанное).
Однако, понятие репрессивных воспоминаний не является общепринятым среди психологов. Одной из трудностей, связанной с репрессивным забыванием, является то, что ее невозможно научно изучить, поддавалось ли воспоминание репрессивному забыванию. К тому же есть записи о том, что такие виды умственной активности, как воспоминания важных моментов жизни, как и яркие воспоминания трагических событий, могут долго сохраняться в памяти.
Есть что сказать? Оставть комментарий!: