Эдвард Ли Торндайк
Эдвард Ли Торндайк родился 31 августа 1874 года в Вильямсбурге (штат Массачусетс), умер 9 августа 1949 года. Его часто называют отцом современной педагогической психологии. Наибольшую известность ему принесли:
- закон эффекта;
- исследования животных;
- теория обучения методом проб и ошибок.
Ранние годы
Эдвард Торндайк родился в семье методистского священника, вырос в штате Массачусетс. Несмотря на то, что учёба давалась ему легко, сначала он не любил психологию; интерес к психологии появился лишь после прочтения «Принципов психологии» Уильяма Джеймса.
Закончив 1895 году Уэслианский университет со степенью бакалавра, Торндайк поступил затем в Гарвард, с тем чтобы изучать английский язык и французскую литературу. Однако ещё в первом семестре он стал посещать занятия по психологии, которые вёл Уильям Джеймс — и со второго триместра он переключиться на психологию. Позже он перевёлся в Колумбийский университет, где учился уже под руководством психолога Джеймса МакКина Кэттелла.
После получения докторской степени из Колумбии в 1898 году Торндайк недолгое время занимал должность помощника профессора педагогики в Западном резервном университете Кейза. В 1900 году Торндайк женился на Элизабет Моултон. Затем он занял должность профессора психологии в педагогическом училище при Колумбийском университете, где продолжал преподавать в течение всей жизни.
Работы и идеи Эдварда Торндайка
Наиболее известен Торндайк, пожалуй, благодаря теории, которую он назвал «законом эффекта» — она появилась в результате его исследования того, как кошки учатся находить выход из ловушки. Согласно закону эффекта, ответы, за которыми немедленно следует положительный результат, более тесно связываются с ситуацией, и, следовательно, скорее повторятся в будущем. С другой стороны, ответы, за которыми следуют негативные последствия, слабее связываются с ситуацией и вряд ли повторятся.
Вклад в развитие психологии
Вся работа Эдварда Торндайка, все его теории прочно ассоциируются с направлением американской психологической мысли, известным как функционализм. К видным приверженцам функционализма относят и Харви Карра, и Джеймса Энджелла, и Джона Дьюи. Торндайка также часто называют отцом современной педагогической психологии, поскольку он опубликовал несколько крупных работ в этой области.
Торндайк был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1912 году; он стал одним из первых психологов, которые в 1917 году были приняты в Национальную академию наук. Сегодня Торндайка помнят, пожалуй, его знаменитые эксперименты на животных и закон эффекта.
Наиболее известны следующие его публикации:
- «Педагогическая психология» (1903);
- «Введение в теорию психических и социальных измерений» (1904);
- «Элементы психологии» (1905);
- «Интеллект животных» (1911);
- «Измерение интеллекта» (1927);
- «Основы обучения» (1932).
Есть что сказать? Оставть комментарий!: