Зигмунд Фрейд: учебное пособие
Хотя со смерти Зигмунда Фрейда и прошло уже более 70 лет, его идеи и теории по-прежнему оказывают заметное влияние на современную психологию. Его часто называют не только одним из самых влиятельных учёных в истории психологии, но и одним из самых спорных. В то время как многие из его теорий не выдержали испытания временем, студенты продолжают изучать их, поскольку на них базируются основные на сегодня подходы к изучению человеческого поведения.
Здесь мы соберём воедино все ключевые теории Фрейда, а также некоторые из наиболее важных терминов и определений.
Структура сознания и личности по Фрейду
Психоаналитик Зигмунд Фрейд разделил сознание на три составляющих: сознательное, предсознательное и бессознательное. Последнее обычно — тайна даже для нас самих, которая, однако, легко выходит наружу в так называемых «оговорочках по Фрейду».
Что же касается,личности, то в ней Фрейд выделял три составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. При этом, Ид руководствуется принципом удовольствия, а Эго стремится действовать на основе принципа реальности. Супер-Эго служит источником моральной тревожности и включает в себя такие элементы, как Эго-идеал и совесть (под ней Фрейд подразумевал часть Супер-Эго, которая содержит информацию о недопустимых — с точки зрения родителей, авторитетных людей или общества в целом — моделях поведения, которые обычно приводят к плохим последствиям, наказанию или неприятным ощущениям).
Эго — посредник между требованиями Ид, Супер-Эго и реальностью. Из-за конфликта между этими тремя силами, может возникать тревожность эго. Справиться с этой тревогой Эго помогают защитные механизмы.
Каковы этапы развития личности, по мнению Фрейда?
Фрейд предположил, что личность есть результат процесса, состоящего из определённых этапов психосексуального развития. Он выделял:
- оральную стадию (доминирует Ид);
- анальную стадию (происходит формирование Эго);
- фаллическую стадию (происходит формирование Супер-Эго);
- латентную стадию (фаза отмечена подавлением сексуальной энергии);
- генитальную стадию (сексуальная энергия вновь выходит на первый план).
Когда человек «застревает» на определённом этапе развития, происходит так называемая фиксация. В результате характер взрослого человека обладает недостатками, которые характерны для детского возраста.
Во время фаллической стадии развития, источником тревоги могут служить Эдипов комплекс и комплекс Электры. Для них характерно сексуальное влечение к родителям противоположного пола. Когда ребёнок начинает ассоциировать себя с родителем своего пола, эта проблема разрешается.
Кто такие нео-Фрейдисты и чем их теории отличаются от идей Фрейда?
К нео-фрейдистам относят, прежде всего, Карен Хорни, Альфреда Адлера и Эрика Эриксона:
- Хорни с неодобрением отнеслась к концепции зависти к пенису, разработанной Фрейдом, и представила свою собственную теорию, сосредоточенную на тревожности и невротических потребностях.
- Адлер разработал теорию, в которой главную роль отводит комплексу неполноценности и жизненному стилю как движущим силам человеческого поведения.
- Эриксон создал собственную теорию развития личности, которая охватывает всю жизнь человека и основной упор делает на социальные отношения.
Основные термины и определения
Итак, к основным понятиям, введённым Зигмундом Фрейдом относят:
- сознательное, предсознательное и бессознательное;
- Ид, Эго, Супер-Эго;
- либидо;
- принцип удовольствия и принцип реальности;
- первичный и вторичный процессы;
- Эго-идеал и т.д.
Теги: Бессознательное, Зигмунд Фрейд, ид, комплексы, основы, Подсознание, суперэго, эго
Есть что сказать? Оставть комментарий!: