Прокладываем курс лечения детей с аутизмом: руководство для начинающих терапевтов
Для терапевтов, которые работают с детьми, страдающими от нарушений аутистического спектра, семейный приём или оценка состояния могут представлять определённую трудность.
Врачу иногда бывает сложно определить, какую информацию необходимо принять во внимание, а какую — опустить. Для многих из нас присутствие хотя бы одного из родителей — не говоря уже о всех членах семьи, на которых тоже нужно сосредотачиваться в ходе оценки состояния ребёнка и от которых тоже нужно получать структурированные ответы — является непростой задачей. Родители часто отклоняются от темы — из беспокойства, из страха или из облегчения от того, что они, наконец, получат помощь.
Вот почему Линда Келли и Дженис Планкетт Д`Авиньон написали очень практичный учебник «Прокладываем курс лечения детей с аутизмом: руководство для начинающих терапевтов». Руководство может помочь практикующим терапевтам не только начать процесс работы с семьей — с оценки и сбора необходимой для лечения информации, — но и разработать свои собственные приёмы, которые можно будет использовать до начала лечения. И — возможно, это самое главное — оно может помочь нам создать такие условия для остальных членов семьи, чтобы они чувствовали себя в своей тарелке.
Терапевты иногда вынуждены оставлять в стороне некоторые правильные вопросы и задавать вместо этого дополнительные — именно они помогают выявить наиболее проблемные симптомы клиента. Часто информации так много, что за столь короткое время терапевт не может её собрать: члены семьи могут о чём-то умолчать, что-то приуменьшить, что-то преувеличить. И снова нужно вспомнить, что родители и опекуны могут быть просто-напросто напуганы. Это означает, что врач должен собрать всю необходимую ему информацию для назначения наиболее подходящего лечения, но в то же время постараться создать достаточно комфортные условия для членов семьи, чтобы те могли поделиться соответствующими деталями.
Как считают Келли и Д`Авиньон, «слишком быстрое и слишком настойчивое зондирование почвы может помешать становлению доверия, необходимого для формирования отношений клиента и терапевта». Как они объясняют, родители детей с нарушениями аутистического спектра «часто узнают, что другие их осуждают. Их считают склонными к чрезмерной опеке, излишнему контролю, а также говорят, что им не хватает родительских навыков. Они сообщают, что часто сожалеют о том, что рассказывают о болезни ребёнка,» — а это препятствует формированию новых отношений с кем бы то ни было и установлению доверия.
Авторы проделали хорошую работу по обучению читателей тому, как очертить начальные стадии лечения. Они также напоминают нам о возможном искажении результатов опроса самого ребёнка или членов его семьи — в результате интерференции предвзятого мнения самого терапевта, — и проблемах, которые могут побудить членов семьи преуменьшать факты или занимать оборонительную позицию.
Книга подчёркивает необходимость работы терапевта как по поиску и обработке необходимой информации, так и по устранению эмоциональных и психологических барьеров для членов семьи в системе охраны психического здоровья.
Келли и Д`Авиньон обсуждают, как провести всесторонний опрос. По их мнению, он должен включать:
- заполнение профиля семьи ( с тем чтобы собрать общую информацию о семье);
- анализ направления (с тем, чтобы узнать, почему было дано направление);
- сбор диагностической информации (в том числе об уже проведенных обследованиях);
- сбор информации о родителях;
обсуждение истории болезни семьи и конкретно ребёнка, а также истории развития болезни; - сбор информации о социальном/ коммуникативном/ поведенческом развитии ребёнка и т.д.
Всё это чрезвычайно полезно при дальнейшем планировании лечения.
Об одном только авторы не упоминают: не очень понятно, как родители или члены семьи могут воспользоваться или оценивают структуру, представленную в книге. Во время чтения возникают вопросы: как это помогает процессу оценки состояния больного и чем это отличается от типичного процесса оценки?
Также читателям хотелось бы знать, как они могут пользоваться представленными в книге бланками, не нарушая закона об авторских правах.
К счастью, полезность материала книги перевешивает эти незначительные недостатки.
Когда терапевт теряется в деталях семейного интервью, он начинает чувствовать дискомфорт или путаться. Иметь книгу, которая описывает необходимые шаги, значит иметь хорошего помощника. Если Вы — врач, который нуждается в помощи с интервьюированием семьи, проведением оценки состояния ребёнка, разработкой плана лечения, опросом ребенка и установлением пределов и целей на будущее, то эта книга для Вас. Работа с нарушениями данного спектра занимает много терпения и опыта; Линда Келли и Дженис Планкетт Д`Авиньон могут помочь Вам к ней основательно подготовиться.
Теги: аутизм, дети, семья, терапия
Есть что сказать? Оставть комментарий!: