Сундук сокровищ для психотерапевта: рекомендации по достижению целей и секреты работы на каждый день

Сундук сокровищ для психотерапевта: рекомендации по достижению целей и секреты работы на каждый деньЛюбой опытный повар имеет в арсенале парочку любимых блюд — каждое из них проверено и подходит для особых случаев. Рецепты появляются благодаря многолетнему опыту, сформированному умению добавлять к сезонным ингредиентам нотки специй, так радующие едоков.

Даже высококвалифицированный специалист, если он готовит изо дня в день, легко может стать человеком привычки или поддаться рутине. Именно тогда мудрый повар изучает новый рецепт или бродит по фермерскому рынку в поисках новых продуктов — чтобы привнести что-то новое на свою кухню.
То же самое происходит и в области психиатрии. В этом случае, обратившись к книге «Сундук сокровищ для психотерапевта…», специалист может найти источник вдохновения для своего «творчества».
Написанная опытными детскими и подростковыми психиатрами, Андреа и Филипом Кэби, книга охватывает большой спектр проблем. Она начинается с краткого обзора теоретической базы — «системной, ориентированной на поиск решений, достоверные источники, конструктивной», — а также важных тем, включая технологии использования вопросов ходе процесса лечения и искусство создания терапевтической связи.
По этому поводу авторы высказывают ряд провокационных идей: такие, как «слишком быстрое понимание сути проблемы не является важнейшей задачей психотерапевта», поскольку это даёт пациенту возможность «откинуться на спинку кресла и расслабиться» вместо того, чтобы самому генерировать новые идеи.
Эта тема поднимается и позже, когда Кэби говорят, что терапевт не должен считать себя вынужденным говорить в ходе сеанса, от него требуется «заставить клиента работать» и «действовать по-другому, разрабатывать новые идеи».
Это примечательная идея, однако идеи насчёт других тем могут показаться чрезмерно амбициозными. Например, раздел под названием «Создание связи с клиентом» не содержит и пяти страниц. Уделить лишь пять страниц навыкам, на формирование и развитие которых мы порой тратим всю свою карьеру?
Справедливости ради стоит сказать, что это не главное в книге. Действительно, более полно суть раскрывается во втором разделе, предлагающем широкий спектр терапевтических техник.
Там описания носят краткий характер — от ​​одной до трёх страниц, каждое разбито на пять частей. Есть разметка для лёгкой навигации:
  • идея и краткий обзор метода;
  • подробное описание метода;
  • советы и помощь;
  • показания и противопоказания, которые помогут лучше использовать метод;
  • описание условий, подходящих для личных, семейных или парных сеансов.
Для многих из этих техник характерны вполне творческий подход и некая игривость, возможно, следующие из специализации авторов — детской и подростковой терапии.
Например, одна из интересных идей называется «Поиск перемен». Для реализации этой техники клиента просят сделать кое-какое изменение в доме. Я записывает его, но не говорит никому более в семье. Остальные должны были в течение недели попытаться определить, какое изменение было сделано. На следующем сеансе терапии другие члены семьи делятся наблюдениями — и искомая перемена всплывает. Кэби описывают, насколько полезными бывают обсуждения и фактические изменения в поведении.
Далее авторы переходят к конкретным показаниям к применению этих техник, для удобства расположенных в алфавитном порядке. После краткого описания проблем — которые варьируются от диагнозов тревоги и посттравматического стрессового расстройства согласно «Руководству по диагностике и статистике психических расстройств» до других проблем с поведением вроде соперничества между детьми и отсутствия мотивации — даётся список предлагаемых мер и конкретных рекомендаций по их внедрению.
В конце книги содержатся предложения по работе психотерапевта в сложных условиях — например, когда клиент настроен скептически. Здесь авторы выдерживают стиль руководства, посвящая не более страницы большинству вопросов.
Этот раздел порой может показаться чрезмерно упрощенным. Часто посвящённая какой-нибудь проблеме страница содержит вопросы, которые мог бы задать клиенту читатель во время сеанса; а вот каких-либо указаний насчёт того, что делать, если клиент сам предлагает ответ. Это делает последнюю часть книги менее ориентированной на решение проблем, и более — на простое поддержание запутывающего клиента разговора.
Тем не менее, общий формат и краткость каждого раздела делают книгу хорошим кратким справочником различных терапевтических подходов к решению общих проблем. Хотя многие из техник и клинические примеры, подходят больше для лечения детей и подростков, их можно использовать также в медицинских учреждениях для пациентов любого возраста.
Иногда краткие описания действительно оставляют желать лучшего; это всё равно, что в поваренной книге прочитать «сделайте соус бешамель» — без описания процесса его приготовления.
Но даже не имея возможности прочитать рецепт соуса, опытный шеф-повар — в нашем случае, терапевт! — теперь будет знать, что делать.

Теги:


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Яндекс.Метрика