Эффект подражания в психологии

эффект подражанияЭффектом подражания называют стремление людей перенимать определенные модели поведения, стиль и отношение у других. Психологи считают, что эффект подражания можно отнести к когнитивным ошибкам, которые влияют на принимаемые решения и поступки человека.
Конечно, они помогают моделировать ситуацию и принимать решения быстрее, но довольно часто приводят и к ошибкам.

Примеры

  • Мода. Многие вещи люди начинают носить после того, как видят их на других.
  • Музыка. Очень часто, когда человек начинает слушать какую-то новую для себя группу или новый жанр, окружающие тоже начинают ими интересоваться.
  • Диеты. Если все вокруг увлекаются популярной диетой, то велика вероятность, что и вы ей заинтересуетесь.

Почему люди заражаются популярными идеями?

Почему вообще возникает эффект подражания? Считается, что на человека очень сильно давят социальные нормы. Если большинство членов группы делают определенную вещь, отказаться от нее человеку становится сложно. Такое влияние затрагивает самые разные аспекты поведения — от выбора одежды до выбора политических лидеров.

Эффект подражания — это один из видов группового мышления.

Люди хотят чувствовать, что они правы. Они смотрят на других и ожидают увидеть, что правильно, что приемлемо, а что нет. И если большинство ведет себя определенным образом, значит, это правильно.

Особую роль играет также боязнь изоляции. Никто не хочет быть белой вороной, всем хочется быть принятыми и понятыми. И потребность в этом признании заставляет людей принимать нормы и ценности большинства.

Стоит отметить, что эффект этот — явление весьма неустойчивое. Люди легко перенимают предпочтения, и так же легко от них отказываются.

Может ли эффект подражания представлять опасность?

Можем привести несколько примеров негативного воздействия эффекта подражания:

  • Родители, наслушавшиеся противников вакцинации, зачастую отказываются делать детям прививки. Так, именно антивакцинальная пропаганда считается основной причиной недавней вспышки кори в США.
  • Исследователи обнаружили, что когда на выборах лидирует определенный кандидат, люди часто меняют свое мнение в его пользу, стремясь занять сторону победителя. Во время президентских выборов 1992 года в США проводилось одно исследование. Согласно результатам, студенты, которым говорили, что, по данным опросов, в предвыборной гонке лидирует Билл Клинтон, сторонники Буша меняли свою позицию и голосовали за Клинтона. Выбор президента — решение судьбоносное для всей страны, подходить к этому так легкомысленно не стоит.

Впрочем, не так уж и плох эффект подражания: ведь люди перенимают и полезные привычки: кто-то бросает курить, кто-то начинает заниматься спортом…

Теги: ,


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Яндекс.Метрика