В интернет-магазине Poppershop.ru можно купить попперсы с доставкой по Москве и России. Скидка 7% по промокоду ABOUT7. Перейти в каталог.

Конформность, или Почему мы идем на поводу у большинства?

конформизмПод конформностью подразумевают стремление человека изменить своё поведение с тем, чтобы «вписаться» в коллектив… В некоторых случаях это явление может включать согласие с окружающими или принятие их образа действий для того, чтобы восприниматься группой равноправным её членом.

«Конформизм можно определить как уступку давлению группы; каждый из нас делает такие уступки время от времени. Предположим, например, Вы ходили с друзьями на фильм. Лично Вы не считаете, что фильм так уж хорош, но все Ваши друзья сочли его замечательным. Вы скорее всего, согласитесь с их мнением о фильме вместо того, чтобы оказаться белой вороной».

Айзенк (2004)

Почему мы соглашаемся?

Исследователи обнаружили, что люди соглашаются с группой по ряду различных причин. В большинстве случаев внимание к поведению остальных членов группы на самом деле может оказаться полезным. Другие люди, возможно, обладают большими знаниями и опытом, поэтому у них действительно стоит поучиться. В других случаях, мы стараемся соответствовать ожиданиям группы, чтобы не выглядеть глупо. Эта тенденция может стать обрести особое значение в ситуациях, когда мы не совсем уверены, как действовать, или когда ожидания группы неоднозначны.

В 1955 году исследователи выявили две ключевые причины, почему люди уступают:

  • Информационное влияние. В ситуациях, когда мы не уверены в правильности действия, мы смотрим на тех, кто лучше осведомлен, и используем их в качестве образца для собственного поведения. В классе, например, это может быть согласие с рассуждениями другого ученика, которого воспринимают как очень умного.
  • Нормативное влияние. Оно подразумевает желание избежать наказания (например, ,Вы можете соблюдать правила поведения в классе, даже если не согласны с ними) или получить награду (например, вести себя определенным образом, чтобы понравиться людям).

То есть, информационный конформизм происходит тогда, когда человеку не хватает знаний, а нормативный — когда он стремится соответствовать ожиданиям группы. Есть и другие типы конформизма:

  • идентификация, которая происходит, когда люди соответствуют тому, что от них ожидается на основе их социальных ролей (известный пример — Стэнфордский тюремный эксперимент);
  • соглашательство, предполагающее изменение своего поведение при внутреннем несогласии с группой;
  • интернализация, подразумевающая изменение поведение с тем, чтобы походить на на другого человека.

Исследования и эксперименты

Уступки другим людям регулярно случаются в нашей жизни. Иногда мы осознаём наше поведение, но в большинстве случаев делаем это, всё же не задумываясь. Иногда мы внешне миримся с тем, с чем внутренне не согласны, или ведём себя таким образом, каким, как мы знаем, не должны. Помимо исследований Соломона Аша, есть ряд интересных экспериментов на тему конформизма.

В одном из самых ранних экспериментов на эту тему (Дженнесс, 1932) участников попросили назвать примерное количество бобов в банке. Сначала они отвечали индивидуально, а затем в составе группы. После этого их снова опросили индивидуально, и экспериментаторы обнаружили, первоначальные предположения большинства участников сменяются догадками выказанными другими членами группы.

В ходе экспериментов Музафера Шерифа на тему автокинетической иллюзии участников попросили оценить, насколько далеко двигалась точка света в тёмной комнате. На самом деле точка была статичной, но участникам из-за автокинетического эффекта казалось, что она движется. Когда их опросили индивидуально, их ответы значительно расходились. Когда их спросили в составе группы ответы были примерно одинаковыми. То есть, эксперимент наглядно показал, что в неоднозначной ситуации люди будут стремиться соответствовать группе; это как раз пример информационного воздействия.

Как заявляют исследователи, факторами, влияющими на конформизм, могут оказаться:

  1. Трудность задачи. Трудные задания могут привести как к усилению, так и к ослаблению стремления человека к соответствию. Незнание того, как выполнить трудную задачу, делает людей более уступчивыми, однако повышенная трудность может также заставить людей склоняться к разным вариантам её решения.
  2. Индивидуальные различия. Личностные качества, такие как мотивация к достижению целей, и лидерские способности связаны с меньшим желанием соответствовать чьим-либо ожиданиям.
  3. Размер группы. Люди с большей охотой соглашаются в присутствии большого количества людей.
  4. Характеристики ситуации. Люди более склонны к конформизму в ситуациях, где им не очень понятно, как они должны реагировать.
  5. Культурные различия. Исследователи выяснили, что в коллективистских культурах люди чаще стремятся соответствовать группе.

Конформизм можно проиллюстрировать следующими примерами:

  • Подросток одевается в определённом стиле, потому что хочет вписываться в ту социальную группу, к которой себя относит.
  • 20-летняя студентка выпивает на вечеринках, просто потому что все её друзья делают это, и ей не хочется оказаться белой вороной.
  • Женщина читает книгу и действительно получает удовольствие от чтения. Но когда она посещает встречу книжного клуба, все остальные члены сообщают, что им не понравилась эта книга. Вместо того, чтобы пойти против мнения группы, она просто соглашается с другими, говоря, что книга ужасна.
  • Студент не уверен в ответе на вопрос, заданный преподавателем. Когда отвечает другой студент, первый соглашается с тем, что он ошибся из-за уверенности в том, что другой лучше подготовлен.

Теги: , , ,


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Яндекс.Метрика