Стараясь охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предположил, что люди не имеют только интеллектуальный потенциал, но много различных интеллектов — в том числе музыкальный, межличностный, пространственно-зрительный и вербальный.
Человек может быть особенно способным в одной конкретной области, например, музыке, но нельзя при этом забывать, при этом обладает целым спектром способностей. Теория Гарднера подвергается критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта, которое даёт Гарднер, является слишком широким, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, черты личности и способности. Теория Гарднера страдает и от недостатка исследований, подтверждающих её.
Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется значительной популярностью у педагогов. Многие учителя используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.
Пространственный интеллект
К сильным сторонам обладающего им человека можно причислить отличное визуальное и пространственное восприятие.
Такие люди визуализируют окружающий их мир. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.
Обладатели пространственного интеллекта:
- любят читать и писать;
- без труда решают головоломки;
- легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы;
- любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.
Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.
Вербальный интеллект
Сильные стороны: языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Эти люди, как правило, очень хорошо пишут, кроме того:
- хорошо запоминают письменную и устную информацию;
- любят читать;
- хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей;
- способны доходчиво объяснять;
- часто прибегают у юмору, рассказывая истории.
Эти люди — потенциальные писатели, журналисты, юристы и учителя.
Логико-математический интеллект
Сильные стороны: анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.
Обладатели логико-математического интеллекта обычно:
- имеют отличные навыки решения проблем;
- любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями;
- любят проводить научные эксперименты;
- способны проводить сложные вычисления.
Потенциальные профессии для таких людей — учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.
Телесно-кинестетический интеллект
Сильные стороны: физическая активность, контроль движений. Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:
- хорошо танцуют и любят спорт;
- с наслаждением создают вещи своими руками;
- запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).
Такие люди вполне могут становиться танцорами, строитель, скульпторами, актёрами.
Музыкальный интеллект
Сильные стороны: ритм и музыка. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.
Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:
- наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах;
- легко распознают музыкальные мотивы и тона;
- хорошо запоминают песни и мелодии;
- хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.
Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами.
Межличностный интеллект
Сильные стороны: понимание и взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих.
Люди с межличностным интеллектом:
- коммуникабельны;
- способны общаться как вербально, так и невербально;
- способны рассматривать ситуации с разных точек зрения;
- формируют позитивные отношения с другими людьми;
- способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.
Чаще всего человека с межличностным интеллектом ждут: карьера психолога, консультанта; работа в сфере продаж; политика и философия.
Внутриличностный интеллект
Сильные стороны: самоанализ и рефлексия. Обладатели внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:
- хорошо знают свои сильные и слабые стороны;
- любят анализировать теории и идеи;
- хорошо осознают самих себя;
- понимают основу собственных мотивов и чувств.
Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.
Натуралистический интеллект
Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.
Натуралистический интеллект — последнее дополнение к теории Гарднера. Его появление было встречено с ещё большим сопротивлением, чем оригинальные семь интеллектов. Согласно Гарднеру, люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Эти люди, как считается, хорошо чувствуют даже небольшие изменения в среде.
Обладатели натуралистического интеллекта:
- интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
- легко справляются с классификацией и каталогизацией информации;
- наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе;
- не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.
Естественно, такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.