Ниже представлены советы по невербальной коммуникации, которые помогут научиться читать сигналы, посылаемые другими людьми, и значительно улучшить способности к эффективному общению.
- Уделяйте внимание сигналам! Люди могут передавать информацию большим количеством способов, поэтому обращайте внимание на взгляд, зрительный контакт, жестикуляцию, позы, движения тела, тон и тембр голоса. Таким способом можно передать то, что не может быть выражено словами. И обращая более пристальное внимание именно на неречевое поведение других, Вы сможете улучшить свою собственною способность к общению.
- Неконгруэнтное поведение: поймите собеседника правильно. Если слова человека не соответствуют посылаемым им невербальным сигналам, на это стоит обратить самое пристальное внимание. Например, человек может сказать, что они вполне счастлив, но в то время хмурится и опускает взгляд. Исследования последних лет показали, что, когда не хватает слов, подкрепляющих невербальные сигналы, люди вообще игнорируют то, что произносят, и вместо этого сосредотачиваются на невербальном выражении настроения, мыслей и эмоций.
- Во время разговора концентрируйтесь на своём тоне. Ваш тон может передать собеседнику очень много информации — начиная с энтузиазма и заканчивая отсутствием интереса или гневом. Отметьте, как Ваш собственный тон влияет на то, как люди реагируют на Вас, и попробуйте использовать его для того, чтобы подчеркнуть свои идеи или чувства. Например, если Вам нужно выказать искренний Ваш интерес к чему-то или энтузиазм, говорите воодушевлённо.
- Пользуйтесь взглядом! Когда человек не может смотреть в глаза собеседнику, может показаться, что он пытается что-то скрыть. С другой стороны, слишком настойчивый зрительный контакт может быть воспринят как конфронтация или, возможно, попытка запугивания. Хотя зрительный контакт и является весьма важной частью общения, нужно помнить, что хороший контакт не подразумевает пристальный взгляд. Как же определить, какой по продолжительности контакт будет правильным? Некоторые эксперты в области коммуникации советуют выдерживать зрительный контакт продолжительностью не более 4-5 секунд.
- Уточняйте! Если Вы не уверены, что Вам удалось правильно интерпретировать невербальные сигналы другого, не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Хорошо бы подумать ещё раз над интерпретацией сказанного, а затем уже попросить разъяснить. Например, так: «Так Вы утверждаете, что…»
- Используйте сигналы! Помните, что вербальные и невербальные сигналы работают сообща для того, чтобы передавать наши сообщения. Вы можете улучшить свою коммуникацию с помощью языка тела, который усиливает и подтверждает то, что Вы говорите. Это может оказаться особенно полезным для подготовки презентации или в разговоре с большой аудиторией.
- Посмотрите на сигналы в совокупности. Один жест может значить что угодно, а может вообще ничего не означать. Ключом к прочтению неречевого сообщения является поиск дополнительных сигналов, усиливающих общее сообщение. Если Вы слишком много внимания будете уделять только одному сигналу из многих, можете прийти к неправильному выводу о том, что человек пытается донести.
- Обращайте внимание на контекст. В процессе общения всегда учитывайте ситуацию, в которой оно происходит. В некоторых ситуациях требуется более универсальная модель поведения, которую можно было бы истолкованы по-разному в зависимости от обстановки. Подумайте, подходит ли контексту то или иное невербальное поведение. В попытках улучшить свою невербальную коммуникацию, сосредоточьтесь на том, чтобы сделать подаваемые Вами сигналы соответствующими ситуации.
- Сигналы можно понять неверно. По данным некоторых исследований, крепкое рукопожатие может поведать нам о сильном характере человека, в то время как слабое — об отсутствии силы духа. Это яркий пример возможного недопонимания невербального сигнала. Слабое рукопожатие может на самом деле показывать что угодно — например, артрит. Всегда ищите дополнительные сигналы! Общее поведение человека более красноречиво, чем отдельные его жесты.
- Практикуйтесь! Некоторые люди только создают видимость ловкого использования невербальной коммуникации. Зачастую кажется, что они «читают людей». Но на самом-то деле этот навык можно обрести, уделяя особое внимание невербальному поведению и практикуя невербальную коммуникацию в общении с другими.