Методик по развитию памяти много. Однако здесь термин «развитие», как считает основатель украинской Школы эйдетика Евгений Антощук, неуместен.
Память нельзя ни улучшить, ни развить. Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о курсах для улучшения работы сердца? Нет. Это касается и нашей способности сохранять информацию. Плохой памяти вообще не бывает. Просто его не умеют правильно пользоваться.
* * *
Только за одно занятие, на котором я была, студент Николай запомнил 150 слов в той последовательности, которую подавал Евгений Всеволодович, 80 словосочетаний, 25 двузначных чисел, 25 песен, повторил дословно 25 предложений из рассказа, прочитанного учителем, и другое. И совсем не устал. — Это похоже на фокус, — говорю Евгению Всеволодовичу. — Нет, ведь все происходит на Ваших глазах. С 1990 года, когда я единственный в Украине профессионально занимался эйдетика, у меня прошли обучение тысячи человек, в том числе и школьные учителя. Курс — семь дней. А результаты впечатляют. Неуспевающих студенты становятся отличниками. Быстро делают карьеру. Я поддерживаю связи с некоторыми своими учениками и знаю, как складывается их судьба.
— Откуда происходит термин «эйдетика»? И чем ваш подход отличается от других, похожих на него? «Эйдос» — с греческого «образ». «Ейдетизм» — разновидность памяти, которая навсегда сохраняет события, факты в виде ярких, необычных образов. Память связана с воображением человека, а не зубрежкой. Запоминание через силу, бесконечные повторения дают обратный эффект. Тренинги эйдетика — это игра. А в памяти «оседают» страницы книг, множество цифр, фактов, имен… Если другие психологи развивают память, то мы обучаем правильно пользоваться ею. Человек так построена, что запоминает все, что видит, слышит, ощущает. С помощью разработанных мной методик мы на тренингах учим людей «доставать» нужную информацию.
Задумывались ли вы над тем, как ребенок изучает родной язык? За каждым новым словом в ней стоит конкретный образ. Слушая, она представляет то, о чем говорят. Этим объясняется факт, что 70% информации человек воспринимает в первые семь лет жизни. Дети из западных регионов Украины, общаясь с соседями других национальностей, свободно владеют венгерском, польском языках. Формула проста: «Послушал, вообразил, запомнил.
Мы знаем только то, что представляем, как то, что можем представить. — Можно легко и быстро выучить иностранный язык? — Да, с помощью фантазии, воображения. На японском языке слово «река» — «кофе». На бумаге иероглифами это три вертикальные линии. Чтобы запомнить слово, надо представить реку, в которой вместо воды течет ароматный кофе. Так изучается, например, и английский язык. Чтобы навсегда запомнить слово «spoon», то есть «ложка», нужно представить, что кто любителей поспать, — «спун» — удобно уселся в огромной ложке. — То есть послушал, представил, запомнил — и все. — Да, все просто. Вот почему мы учим людей владеть своей памятью всего за 20 академических часов. Мы не учим запоминать, а даем умение правильно пользоваться памятью.
Улучшить память невозможно. Это такая же идеальная функция организма, как и все остальные. Когда вы учитесь вязать, то не улучшаете руки и не отращивает еще один палец. Теми же руками вы учитесь делать нечто другое. Так и с памятью. Если ребенок или взрослый на занятиях представляет, о чем говорят, нет необходимости учить дома снова. Дошкольники мечтают о школе. А через некоторое время не хотят туда идти: они ее ненавидят. Что же произошло? В школе ребенок занимается непонятно ей делом. Ее заставляют зазубривать то, что легко запоминается. Она жила в мире фантазии, воображения, ей было весело, интересно. А теперь скучно объясняют — она ничего не может представить, запомнить. Отсюда плохие оценки, клеймо двоечника, нежелание учиться. — Значит, надо, чтобы учитель объяснял так, как требует эйдетика? — В этом и проблема.
Как объяснять новый материал, чтобы студенты, исходя из класса, имели прочные знания? Как рассказать, чтобы у детей заработала воображение? Это большое искусство. Я пользуюсь термином — «учитель». Учитель — тот, кто все делает правильно и так, как его учили в институте.
А учитель — тот, кто умеет подать материал так, чтобы все ученики усвоили. Но педагог и сам должен быть яркой личностью. И таких у нас немало. Для меня первый среди них — Виктор Шаталов. Он начал методику как учить, но, к сожалению, не мог объяснить, почему именно так нужно обучать. Для меня Шаталов — учитель с большой буквы. К эйдетика он пришел интуитивно, умел объяснить урок так, что все дети его усваивали. Шаталов тоже взял на вооружение фантазию, воображение. Но Виктор Федорович усиливал яркость своего воображения, а моя задача — усилить воображение ученика. И в этом принципиальная разница. По моей методике, ученик, так сказать, «пользуется» своим собственным воображением. Среди учившихся на моих курсах, были педагоги — учащиеся Шаталова. Они в свое время пытались стать Шаталов, т. е. преподавать свой курс его словам, с помощью его воображения, его выдумок, его фантазии. Но эффективность от этого была невелика: чужой одежда человеку вряд ли подойдет. Нужно подобрать свой собственный.
Мы как раз и производим у педагогов собственную способность ярко представлять и передавать свои обиды. Поэтому наш курс эйдетика давно признан учителями. Уже многие из них пользуются моими лекциями, книгами, компьютерными дисками. — Со временем, после курсов, человеку вновь необходимо тренировать свою память? — Зачем? Если вы научились ездить на велосипеде, то нужно ли вам учиться снова? На курсах эйдетика мы возвращаем человека к умение, которое у нее уже было до того, как она пошла в школу. Кстати, в начале90-хгодов эйдетика обучали космонавтов. А они, как правило, на память не жалуются. Сторонники эйдетика вдвое, а то и втрое ускоряют темп усвоения информации.
— К вам приходит только молодежь? — Нет. Например, в Луганской области совместно с второклассницу тренинги посещала ее 80-летняябабушка. И она была лучшей в группе. — А как же старческий склероз? — Когда ко мне приходят старики и жалуются на память, я спрашиваю, смотрят они сериалы. «Да, конечно», — отвечают они и подробно пересказывают сюжет. При чем же здесь память? Все зависит от отношения к информации. Сериалы смотрят за того, что захватывает сюжет, поэтому и запоминают. Бывают, правда, функциональные отклонения. Но чаще человек сам себя настраивает на то, что с возрастом память должна ухудшаться. «Ой, зонтик потеряла. Это из-за ухудшения памяти ». И начинает на этом зацикливаться, находить подтверждение. Однажды я спросил такую женщину: «А в 16 лет вы перчатки теряли?» — «Да постоянно!», — Ответила она. Что же изменилось? Отношение! Молодой женщина не скучала за потери безделушки, а теперь ей жаль утерянную вещь да еще и кажется, что ухудшается память. — А людям, имеющим компьютер, несколько референтов, эйдетика тоже нужна? — Компьютер — хорошо, органайзер — еще лучше.
А если органайзер потерялся? Человек как без рук. А когда идя на деловую встречу, руководитель забыл записную книжку, и необходимо срочно решить вопрос? Нет ничего более надежного, чем умение правильно пользоваться своей памятью. Очень нужна эйдетика педагогам. Зачастую они люди творческие, умеющие принимать необычные, яркие решения. Поэтому у них все получается. Их любят дети. Умение взрослого спускаться «до уровня ребенка, то есть видеть ярко, уметь удивляться, фантазировать — это и есть эйдетика. Учителя часто устают от круговерти проблем. А этого могло и не быть. Если человек напряженная, нервничает, то и память у нее плохо работает. На курсах мы производим у учеников умение относиться к информации без напряжения. А если я хочу добиться обратного эффекта, то говорю: «Напрягитесь и попробуйте запомнить». И знаю: у учеников ничего не получится. Любые скованность, усилия, даже крепко сжатый кулак мешают запоминанию.
— Итак, эйдетика необходима любому специалисту — и гуманитарию, и технарю? — Безусловно. Особенно полезна она творческим людям, потому развивает фантазию, нетрадиционный взгляд на вещи. Человек начинает по-другому чувствовать себя в потоке информации. Педагоги, которые у меня учились, стали более спокойными, вривноваженишимы: ко всем стрессов в классе теперь относятся проще. Они лишились зависимости от органайзера или компьютеру, блокнотов, что тоже важно. У них появилась уверенность: все, что мне нужно, я знаю и всегда могу воспроизвести. С компьютером, записной книжкой человек психологически настроена: если я записал, то не обязательно держать в памяти.
На самом деле она эту информацию знает, помнит, но не хочет пользоваться памятью. То же происходит со студентом, который накануне экзамена все знает, а после него — в голове пусто. Он все «сдал», все отверг, отказался от своей памяти, работающий до последней минуты нашей жизни. — Но ничего не забывать тоже плохо. Бывают неприятные, трагические случаи. — Эйдетика учит и «правильно» забывать. У педагогов часто бывают стрессовые ситуации. Каждая из них потом может беспокоить, донимать, даже вызвать заболевания. Легко избавиться неприятных воспоминаний опять же с помощью воображения. Чтобы предмет запомнить, надо его наделить какими необычными признаками. Неприятный факт — попытаться мысленно «поджечь» и представить, что он, как бумага в огне, чернеет и превращается в пепел. Или «посадить» его в поезд и помахать вслед рукой.
Беседовала Татьяна ХЛЕБНИКОВА, журналист Газета «Образование Украины»