Имитационное наблюдение может встречаться в любой момент жизни, но наиболее часто встречается именно в детстве, когда дети учатся у авторитетных взрослых и сверстников. Оно также играет важную роль в процессе социализации — дети учатся вести себя и реагировать на других, наблюдая за тем, как их родители и другие взрослые взаимодействуют друг с другом и с другими людьми.
Как работает имитационное научение?
Психолог Альберт Бандура, возможно, чаще других отождествляется с научением через наблюдение. Он и другие исследователи показали, что мы естественным образом склонны к имитационному научению. На самом деле, дети в возрасте уже 21 дня способны имитировать выражения лица и движения рта. Если вы когда-либо корчили рожицы малышу и смотрели за тем, как он пытается имитировать их, то вы, конечно, понимаете, каким потенциалом может обладать имитационное научение — даже в таком раннем возрасте. Теория социального научения Бандуры подчёркивает важность такого научения.
В своём знаменитом эксперименте «Кукла Бобо» Бандура показал, что дети склонны подражать насильственным и агрессивным действиям взрослого. Интересно, что дети скорее начнут подражать действиям взрослого, когда он либо не столкнулся с негативными последствиями, либо получил подкрепление. Дети, которые видели, как взрослый был наказан за агрессивное поведение, менее склонны к имитации его поведения в дальнейшем.
Научение через наблюдение в действии
- Ребёнок смотрит, как мать складывает бельё. Позже он поднимает какой-нибудь предмет одежды и имитирует процесс складывания.
- Молодая пара идет на свидание в китайский ресторан. Они смотрят, как другие едят палочками и копируют их действия для того, чтобы узнать, как использовать эти приборы.
- Мальчик смотрит, как другого мальчика на детской площадке наказывают за то, что тот ударил другого ребёнка. Он понимает, что не должен бить других.
- Группа детей играет в прятки на перемене. К ним присоединяется ребёнок, который никогда не играл раньше и не знает, что делать. После наблюдения за тем, как играют другие, он быстро понимает основные правила игры и вливается в игру.
Факторы, влияющие на научение через наблюдение
По данным исследования, проведённого Бандурой, существует целый ряд факторов, которые увеличивают вероятность того, что поведение будет перенято.
Мы более склонны к подражанию какому-то поведению, если:
- его демонстрируют люди, которых мы считаем как добрыми и хорошими;
- демонстрирующий его человек получает за него положительное подкрепление;
- мы уже делали это и получали поощрение за это;
- нам не хватает уверенности в своих знаниях или способностях;
- его демонстрируют люди, которые контролируют нашу жизнь;
- его демонстрируют люди, похожие на нас — по возрасту, полу или интересам;
- его демонстрируют люди, которыми мы восхищаемся или которые имеет более высокий социальный статус;
- когда ситуация сбивает с толку, неоднозначна или непонятна.
Реальное применение научения через наблюдение
Исследования Бандуры на тему научения через наблюдение поднимают важный вопрос: если дети склонны к подражанию агрессивных действий после просмотра видео в лабораторных условиях, не значит ли это, что они будут подражать и насилию, которое видят в популярных фильмах, телевизионных программах и видеоиграх? Дебаты по этому поводу бушевали в течение многих лет, в них участвовали родители, педагоги, политики, представители киноиндустрии и разработчики игр, и каждый выражал собственное представление о влиянии насилия в средствах массовой информации на поведение ребёнка. Но что же скажет наука?
Влияние наблюдаемого насилия на психику ребёнка
Психологи Крейг Андерсон и Карен Дилл исследовали связь между игровым насилием и агрессивным поведением — и обнаружили, что те из испытуемых, кто в лаборатории играл в видеоигры, связанные с насилием, в реальной жизни действительно вели себя более агрессивно, чем те, кто не играл в такие игры. В 2005 году Американская психологическая ассоциация опубликовала доклад, в котором было сказано, что воздействие интерактивных агрессивных видеоигр способствует появлению агрессивных мыслей, чувств и, соответственно, агрессивному поведению.
Исследователи обнаружили, что на поведение оказывает влияние не только наблюдаемое насилие; изображения сексуального поведения также могут привести к имитации. Исследование, проведённое в 2004 году психологом Ребеккой Коллинз и её коллегами, помогло обнаружить, что подростки, которые чаще других смотрели телепередачи сексуального содержания, в два раза чаще тех, кому были доступны программы с другим содержанием, начинали половую жизнь в течение следующего года.
«Конечно, большинство людей, которые потребляют контент с насильственным содержанием, предоставляемый средствами массовой информации, — будь то взрослые или молодежь, — не попадают в тюрьму за насильственные преступления», — пояснил Андерсон. — «Более важный вопрос заключается в том, действительно ли много (или даже большинство) людей становятся злее, агрессивнее и жёстче в результате воздействия, оказываемого насилием в средствах информации… Ответ: однозначно да».
Имитационное обучение как положительная сила
Научение через наблюдение часто связывают с негативным или нежелательным поведения, но также оно может быть использовано и для привития положительного поведения. Телевидение по всему миру сейчас используется для пропаганды здорового образа жизни. Например, некоммерческие организации продвигают программы, направленные на предотвращение распространения ВИЧ/ СПИДа, снижение уровня загрязнения и т.д.
Имитационное обучение представляет собой мощное средство обучения. Когда мы думаем о концепции обучения, мы часто говорим о прямом указании или методах, которые полагаются на поощрение или наказание. Но в действительности обучение происходит гораздо более тонко и опирается в том числе и на наблюдение за людьми вокруг нас, а также на моделирование их действий. Этот метод может применяться в самых разных сферах деятельности, включая профессиональную подготовку, образование, консультирование и психотерапию.