Введение в классическое обусловливание (формирование условных рефлексов)
Формирование условных рефлексов в классическом своем представлении является важной составляющей теории бихевиоризма
Бихевиоризм — это школа мысли в психологии, основанная на предположении, что обучение происходит через взаимодействие с окружающей средой. Другие положения этой теории заключаются в том, что среда формирует поведение, и в том, что внутренние состояния психики, такие как мысли, эмоции и чувства совершенно бесполезны при объяснении нашего поведения.
Одним из самых известных аспектов бихевиористской теории научения является классическое формирование условных рефлексов. Открытое русским физиологом Иваном Павловым, классическое формирование условных рефлексов является процессом обучения, который происходит за счет связей между внешним и естественным стимулами.
Важно помнить, что классическое формирование условных рефлексов предусматривает первостепенное значение нейтрального сигнала перед естественным рефлексом. В классическом эксперименте Павлова с собаками нейтральным сигналом был характерный звук, а естественным рефлексом являлось слюноотделение в ответ на еду. Благодаря связи естественного стимула с внешним (презентация продуктов питания), и один только характерный звук мог вызывать ответное слюноотделение.
Для того чтобы лучше понять, как работает классическое формирование условных рефлексов, важно познакомиться с основными принципами этого процесса.
Безусловно-рефлекторный стимул
Безусловным раздражителем является тот, который безоговорочно, автоматически и естественно вызывает реакцию. Например, если вы почувствуете запах одного из ваших любимых блюд, вы можете сразу же ощутить себя очень голодным. Запах еды в данном случае является безусловным раздражителем.
Безусловный ответ
Безусловный ответ — это ответ, который не является результатом научения и естественно возникает в ответ на безусловный раздражитель. В этом примере чувство голода в ответ на запах пищи является безусловным ответом.
Условно-рефлекторный стимул
Условный раздражитель — это первоначально нейтральный стимул, а после связи с безусловным раздражителем он, в конечном итоге, вызывает условный рефлекс. Возвращаясь к предыдущему примеру, предположим, что когда вы почувствовали запах вашей любимой еды, то вы также услышали и звук свистка. Самостоятельно свист не имеет никакого отношения к запаху пищи, но если звук свистка звучал несколько раз в паре с запахом, звуком, то, в конечном счете, он вызовет условный рефлекс. В таком случае звук свистка является условным раздражителем.
Условный ответ
Условная реакция — это условный рефлекс на ранее нейтральный стимул. Следовательно, в нашем примере условной реакцией будет чувство голода, возникающее при звуке свистка.
Классическое формирование условных рефлексов на практике
В действительности, люди не реагируют так же, как собаки Павлова. Есть, однако, множество практических применений для классического формирования условных рефлексов. Например, многие тренеры собак используют классические методы формирования условных рефлексов, чтобы помочь людям обучать своих домашних животных.
Эти методы также полезны при лечении фобий или проблем с тревожностью. Преподаватели могут применять классическое формирование условных рефлексов в классе путем создания благоприятных условий, чтобы помочь учащимся преодолеть тревогу или страх. Связывая вызывающие тревогу ситуации, например, выступление перед группой, с приятной обстановкой, можно помочь учащемуся получить новые ассоциации. Вместо того чтобы испытывать чувство тревоги и напряженности в этих ситуациях, ребенок научится оставаться расслабленным и спокойным.
Подробнее о классическом формировании условных рефлексов
Классическое формирование рефлексов может быть использованы для улучшения поведения, но оно также может быть использовано и для его изменения в худшую сторону.
Теги: Иван Петрович Павлов
Есть что сказать? Оставть комментарий!: