Эффект Струпа: как создать ваш собственный эксперимент?

Эффект Струпа: как создать ваш собственный эксперимент?

Эффект Струпа: как создать ваш собственный эксперимент?

Когда человеку показывают слова, обозначающие один цвет, но написанные другим цветом — трудно назвать цвет слова, а не его значение. Это — эффект Струпа. Как выполнить собственный эксперимент на эту тему, идеи и основы исследования — в статье.

Посмотрите на изображение слов и постарайтесь быстро назвать цвет каждого слова. Не нужно читать сами слова, просто скажите, какого они цвета.

Это оказалось несколько сложнее, чем вы ожидали? Значит, вы испытали так называемый эффект Струпа — явление, когда человеку гораздо легче сказать цвет слова, когда он соответствует семантическому значению этого слова. Например, когда слово «черный» напечатано черной краской, гораздо легче определить его цвет правильно, нежели когда оно напечатано зеленым цветом.

Как работает эффект Струпа?

Почему значение самого слова влияет на вашу способность к определению правильного цвета этого слова? Существует две теории, объясняющие это явление:

Теория отборного внимания, согласно которой называние фактического цвета слова требует намного большего напряжения внимания, чем просто чтение текста.

Теория скорости обработки, согласно которой люди могут прочесть слова намного быстрее, чем определить их цвет. Скорость, с которой мы читаем, делает гораздо более затруднительным определение цвета написанного слова.

Условия и ключевые вопросы исследования

Прежде чем начать эксперимент, вам необходимо определить некоторые ключевые условия и понятия, такие как:

  • отборное внимание;
  • контрольная группа;
  • независимая переменная;
  • зависимая переменная;
  • прочие воздействующие переменные.

Выполнение собственного эксперимента по эффекту Струпа

Существует множество разных подходов, которые вы могли бы применить в проведении такого эксперимента.

Вот несколько идей:

  1. Сравните время реакции среди трех различных групп участников. Пусть контрольная группа называет цвета слов, которые соответствуют их письменному значению, а экспериментальная группа — цвета слов, которые отличаются от их письменного значения. Наконец, третья группа пусть называет цвета случайных слов, не обозначающих название цвета. Затем сравните свои результаты
  2. Попробуйте провести эксперимент с маленьким ребенком, который еще не научился читать, но уже различает цвета. Соотнесите время реакции такого ребенка с детьми более старшего возраста, которые читать уже умеют.
  3. Попробуйте поэкспериментировать с такими необычными обозначениями цветов, как например, терракотовый, индиго, персиковый и т. п. Как результаты восприятия цвета таких слов отличаются от стандартных цветовых названий?

Метки: , ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт