В интернет-магазине Poppershop.ru можно купить попперсы с доставкой по Москве и России. Скидка 7% по промокоду ABOUT7. Перейти в каталог.

Дежавю: как ученые объясняют это явление?

У каждого, наверное, бывало, что оказываясь в новом месте или в новой ситуации, он не мог отделаться от странного ощущения: словно с ним это уже происходило, словно здесь он уже бывал. Долгое время феномен «дежавю» был окутан шлейфом таинственности, это явление считалось жутким и даже паранормальным (впрочем, находились и те, кто просто объяснял его неврологическими расстройствами).

Тем не менее, в последние годы — так как все большее число ученых заинтересовались этим необычным явлением, — появился целый ряд теорий, которые предполагают, что это не просто сбой в механизме работы нашего мозга. Недавно в вестнике Ассоциации психологических наук — «Актуальные направления в психологической науке» (Current Directions in Psychological Science) — был опубликован доклад Энн М. Клири, психолога Университета штата Колорадо, в котором были собраны последние научные данные о дежавю. В том числе в нем приводились доводы в пользу сходства между дежавю и нашим пониманием механизма опознающей памяти человека.

Опознающая память — тип памяти, который позволяет нам понять, что то, что мы сейчас переживаем, на самом деле мы уже испытывали раньше. Например, когда мы узнаем друга на улице или слышим знакомую песню по радио. Можно выделить два различных проявления опознающей памяти: воспоминание (англ. recollection) и «ощущение знакомости» (англ. familiarity). Воспоминанием опознание можно назвать тогда, когда мы можем точно вспомнить, при каких обстоятельствах мы ранее сталкивались с наблюдаемым явлением или ситуацией.

Например, если мы видим в магазине человека, чье лицо нам кажется знакомым, и понимаем, что мы уже видели его в автобусе. А вот «ощущение знакомости» случается с нами тогда, когда ситуация кажется нам знакомой, но мы не помним, когда это случалось с нами раньше. То есть, если мы не можем вспомнить, что человека из нашего примера мы раньше точно встречали в автобусе.

Считается, что дежавю — разновидность «ощущения знакомости», ведь испытывая дежавю, мы убеждены в том, что узнаем ситуацию, но при этом не можем точно объяснить, почему.
Клири провела несколько экспериментов, в которых изучила это «ощущение знакомости». Она давала участникам список имен знаменитостей, после чего предлагала им фотографии «звезд»; некоторые фотографии соответствовали именам в списке, некоторые нет.

Добровольцев просили назвать знаменитостей на фотографиях и указать, были ли их имена в списке, который они читали ранее. Результаты оказались неожиданными. Даже когда добровольцы не смогли опознать знаменитость по фото, у них было чувство, что они встречали имена в списке. То есть, они не могли определить, откуда они узнали о человеке, но они были уверены, что где-то он уже им встречался.

Клири повторила эксперимент, заменив знаменитостей на достопримечательности разных стран, и получила аналогичные результаты. Эти данные свидетельствуют о том, что участники сохранили какие-то воспоминания, но они были настолько размытыми, что добровольцы не смогли увязать их с новым опытом.

Результаты экспериментов Энн Клири и других ученых подтверждают идею о том, что события и эпизоды, с которыми мы сталкиваемся, сохраняются в нашей памяти в виде отдельных элементов или фрагментов. Дежавю может возникнуть, когда конкретные аспекты текущей ситуации напоминают некоторые аспекты ранее имевших место ситуаций; если между элементами старой и новой ситуации есть много совпадений, мы получаем сильное «ощущение знакомости».

«Существует много параллелей между объяснениями дежавю и теориями опознающей памяти человека», — делает вывод Клири. — «Теории опознающей памяти и лабораторные методы могут оказаться особенно полезными для выяснения процессов, лежащих в основе такого явления, как дежавю».

Теги: ,


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.
Яндекс.Метрика