Введение в методы психологического исследования

Введение в методы психологического исследования

Введение в методы психологического исследования

Основные методы исследований, понятия теории и гипотезы, причинно-следственной связи и временных типов экспериментов.

Типы психологического исследования

1. Причинное исследование

Под научным экспериментом большинство людей подразумевает именно исследование в области причины и следствия. Эксперименты по причинно-следственным связям исследуют эффект воздействия одной или более переменных на изменение другой одной или более переменных. Данный тип исследования также определяет, воздействует ли одна переменная на происхождение или изменение другой. Примером такого типа эксперимента может служить исследование эффективности какого-либо метода лечения специальных участников.

2. Описательное исследование

Целью описательного исследования является изобразить нечто, что уже существует в определенной группе или населении в целом. Примером такого типа исследования можно назвать опрос общественного мнения на предмет того, за какого кандидата в президенты они собираются голосовать на предстоящих выборах. Описательные исследования не пытаются измерять эффект переменной, им важно только описать.

3. Относительное исследование

Исследование связи между двумя или более переменными, называется относительным. Сравниваемые переменные сами по себе уже существуют в группе или населении, они не создаются преднамеренно. Например, исследование пропорции количества женщин и мужчин, которые купят диск с классической или джазовой музыкой, изучило бы взаимосвязь между полом и музыкальными предпочтениями.

Теория и гипотеза

Теория — это известный принцип, сформированный для объяснения некоторых аспектов мира природы. Теория представляет собой результат многократных наблюдений и испытаний и включает в себя факты, законы, предположения и проверенные, признанные гипотезы.

Гипотеза — определенное вами предположение о результатах исследования, требующее проверки. Например, гипотеза эксперимента по выявлению взаимосвязи между опытом студентов-исследований и уровнем их беспокойства, могла бы выглядеть следующим образом: «Если студент имеет опыт исследовательской работы, то они будут беспокоиться во время работы меньше».

В то время, как эти термины иногда объединяют в повседневном использовании, важно понимать различие между теорией и гипотезой. Так, теория выдвигает общее предположение, тогда как гипотеза — конкретное по обстоятельствам. Теория была экстенсивно проверена и стала общепринятой, в то время как гипотеза — это частное предположение, все еще нуждающееся в проверке.

Эффект времени в психологическом исследовании

Существует два типа временных измерений, которые могут быть использованы в проектировании исследования.

Поперечное исследование используется в едином временном срезе. Всем испытаниям, мерам или переменным участники подвергаются единовременно. Такой тип исследования стремится собрать материал о существующих условиях вместо того, чтобы рассматривать эффекты переменных в течение времени.

Продольное исследование — это тип исследования, который продолжается во времени. Данные собираются на начальном этапе исследования, а затем могут неоднократно собираться еще, на протяжении всего времени исследования. Некоторые продольные исследования могут происходить в течение непродолжительного периода времени, тогда как другие проводятся десятилетиями. Часто продольные исследования изучают возрастные изменения.

Причинно-следственные связи между переменными

Что мы имеем в виду, когда говорим об отношении между переменными? В психологических исследованиях мы обращаемся к связи между двумя или более факторами, которые возможно измерить или систематически изменять.

Главное в исследовании причинно-следственной связи — это обусловленность, когда одна переменная влияет на другую, провоцируя некоторые изменения в ней. Это и является целью экспериментального исследования: выявить, приводят ли изменения в одной переменной к фактическим изменениям в другой.

Корреляционные отношения между переменными

Корреляция служит измерением отношений между двумя переменными, когда они сами по себе уже происходят в группе людей, и не находятся под управлением экспериментатора.

Положительная корреляция — это непосредственная связь, где соответственно количеству увеличений первой переменной, вторая переменная взаимосвязано увеличивается.

В отрицательной корреляции, когда количество одной переменной повышается, понижаются уровни другой переменной.

В обоих типах корреляции нет никаких доказательств того, что именно изменения в первой переменной оказали влияние на вторую переменную. Корреляция просто указывает, что между этими двумя переменными существует связь. Следовательно, важно понимать, что корреляция не является причиной обусловленности.

Например, большинство СМИ имеют свойство ошибочно предполагать, что уж если переменные между собой как-то связаны, то обязательно эта связь — причинно-следственная, но это не является правильным.

Метки: ,

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт