Простой эксперимент в психологии

Простой эксперимент в психологииПростой эксперимент: его цели и задачи, основные составляющие элементы и методы оценки полученных результатов.

Простой эксперимент устанавливает причинно-следственные связи. Этот тип исследования используется для определения эффекта какого-либо воздействия. В простом эксперименте участники случайным образом распределяются на две группы. Одна из групп – контрольная, на её участников экспериментального воздействия не оказывается. Другая же группа – экспериментальная.

 Составляющие простого эксперимента

Простой эксперимент состоит из нескольких основных элементов:

  • Экспериментальная гипотеза: предположение об эффекте воздействия. Экспериментальная гипотеза всегда выражается в виде утверждения взаимодействия причины и следствия.
  • Нулевая гипотеза: предположение о неэффективности экспериментального воздействия на участников или переменные. Важно отметить, что отсутствие видимого эффекта экспериментального воздействия вовсе не означает отсутствие эффекта вообще. Он может проявляться в другой переменной, которую исследователи не приняли во внимание в текущем исследовании.
  • Независимая переменная: переменная воздействия, находящаяся под управлением экспериментатора.
  • Зависимая переменная: ответные измеряемые изменения.
  • Контрольная группа: составляется методом случайного выбора. Участники контрольной группы не подвергаются экспериментальному воздействию. Измерения переменных в контрольной группе проводятся с целью определения, имело ли воздействие эффект в экспериментальной группе, методом последующего сравнения.
  • Экспериментальная группа составляется так же методом случайного назначения. Участники данной группы подвергаются экспериментальному воздействию. Затем их показатели сравниваются с показателями участников контрольной группы, чтобы оценить степень изменений, произошедших под воздействием переменных.

 Определение результатов простого эксперимента

Когда данные по простому эксперименту собраны, исследователи приступают к сравнению результатов экспериментальной и контрольной группы для оценки степени воздействия. Как исследователи могут определить эффект? Всегда существует некоторая вероятность ошибок, поэтому мы не можем быть уверены на 100% в наличии отношений между двумя переменными. Однако, существуют способы определения наличия наиболее вероятных и ярко выраженных отношений.

Для определения значимости результатов эксперимента исследователи используют логически выверенную статистику. Это – отрасль науки, занимающаяся изучением населения, основываясь на измерениях репрезентативной выборки.

Ключ к определению результатов заключается в том, что если воздействие имело эффект, он должен быть статистически значимым. Именно статистическая значимость указывает на то, что связь между переменными, скорее всего, не случайна, что между ними существуют реальные отношения.

Статистическая значимость чаще всего представляется в виде следующей формулы:

р <0,05

Р-значение, эквивалентное менее 0,05 указывает на возможность получения результатов с вероятностью менее 5%. Иногда указываются и меньшие р-значения, например, р <0,01. Существует целый ряд различных средств измерения статистической значимости. Тип используемого статистического теста во многом зависит от особенностей исследования, применительно к которому он используется.

Метки:

Если понравилась статья, поделись с друзьями:


Комментировать через контакт